понятие "культура" выступает "синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества, как процесс самоутверждения в человеке истинно человеческих качеств и начал" [7, с. 75]. Н.А.Бердяев считал, что "культура связана с культом предков, преданиями и традициями. Всякая культура имеет духовную основу она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями" [17, с. 166]. "Правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающий степень "очеловечения природы и меру саморазвития" считает А.И.Арнольдов [10, с. 9]. В этом определение выделим один из признаков культуры человека меру его способностей к саморазвитию. Уровень культуры определяется не только тем, каков он есть сегодня, но и тем, к чему он устремлен. Разработка и реализация культурологического метопринцигта в исследовании педагогических основ стимулирования мотивации нравственного самосовершенствования учителя в условиях инновационной деятельности предполагает реализацию исторического принципа. Анализ исторического опыта становления педагогических систем И.Гербарта, Дж.Дьюи, М.Монтссори, Р.Штсйнера, А.С.Макарснко, В.А.Сухомлинского, Л.Занкова и В.Давыдова свидетельствует, что все они имеют философски выверенные педагогические идеи, которые сохранили свою значимость и сегодня. Также притягательны идеи народной педагогики К.Д.Ушинского [218, с. 87]. Педагогика как наука в своем развитии опирается на достижения этнопедагогики и "движение науки от практики, от многовекового опыта народа в области обучения и воспитания будет чаще всего более оправданным и предпочтительным" считает В.И.Андреев [9, с. 79]. Исследование проблемы стимулирования мотивации нравственного самосовершенствования учителя в условиях инновационной деятельности показывает, что творчески работающего учителя, прежде всего, характеризуют |
целостную функциональную единицу, известны труды Оллпорта (Allport, ■G.W. 1936), Гольдштейна (Goidstein, 1941), Роджерса (Rogers, 1955). Существенное сходство в их взглядах заключалось в том, что "элемент поведения не может быть понят отдельно от остального в функционирующем человеке, включая биологическую внешность" [129, с. 667]. В исследовании реализован экспериментальный подход в рамках антропологического метопринципа как стратегии исследования. В расширении теоретических знаний об этом подходе нам оказали неоценимую помощь труды Б.Г.Анохина (1955), Э.А.Асратяна (1989), А.С.Батуева (1991), а также работы зарубежных исследователей Ангьяла (1951), Гольдштейна (1941), Меррея (1938), Оллпорта (1937), Фрейда (1960). Это позволило углубить и расширить наши представления о физиологических механизмах и условиях эволюции человека с опорой на научные факты и экспериментальные данные. Культурологический метопринцип лежит в основе исследования проблемы стимулирования мотивации творческого саморазвития. Понятие "культура" используется для характеристики качества различных видов человеческой деятельности и общения. В содержательном контексте понятие "культура” выступает "синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества, как процесс самоутверждения в человеке истинно человеческих качеств и начал” [II, с. 75]. Н.А.Бердяев считал, что "культура связана с культом предков, пре^ лиями и традициями. Всякая культура имеет духовную основу она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями” [32, с. 166]. "Правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающий степень "очеловечения природы и меру саморазвития” считает А.И.Арнольдов [15, с. 9]. В этом определение выделим один из признаков культуры человека * меру его способностей к саморазвитию. Уровень культуры определяется не только тем, каков он есть сегодня, но и тем, к чему он устремлен. Разработка и реализация культурологического метопринципа в исследовании педагогических основ стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности предполагает реализацию исторического принципа. Анализ исторического опыта становления педагогических систем И.Гербарта, Дж.Дьюи. М.Монтесори, Р.Штейнера, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Занкова и В.Давьщова свидетельствует, что все они имеют философски выверенные педагогические идеи, которые сохранили свою значимость и сегодня. Также притягательны идеи народной педагогики К.Д.Ушинского [273, с. 87]. Педагогика как наука в своем развитии опирается на достижения этнопедагогики и "движение науки от практики, от мно-говекового опыта народа в области обучения и воспитания будет чаще всего более оправданным и предпочтительным” считает В.И.Андреев [11, с. 79]. "Система образования и система воспитания в российских условиях, в условиях евразийского континента должна прежде всего опираться на отечественные философские идеи творческого саморазвития” [там же, с. 78]. Генеральная стратегия по разработке российской педагогики творческого саморазвития строится с фундаментальной опорой на философские идеи самопознания и самосовершенствования Н.Бердяева [33, с.275]. "Жизнь по природе диалогична", писал М.М.Бахтин [26, с.5]. В полном соответствии с этим, в исследовании педагогических основ стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя мы придерживаемся одного из направлений культурологического метопринципа, какой является философско-педагогическая концепция о диалогичности творческого мышления и самой человеческой жизни, присущей человеку на всех этапах его эволюции. Исследование проблемы педагогических основ стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности показывает, что творчески работающего учителя, прежде всего, характеризуют способности к непрерывному самообразованию, совершенствованию общей и методологической культуры, творческому саморазвитию. При достижении определенного уровня развития культуры в процессе мотивации творческого саморазвития он все активнее и глубже познает себя, выделяет и актуализирует те проблемы, которые для него лично значимы и перспективны, стремится более эффективно управлять собой, имеет ориентацию на творческое саморазвитие и стремится к максимальной творческой самореализации. Учитель в стремлении повысить педагогическую и методологическую культуру находится в постоянном стремлении к самосовершенствованию, а это побуждает его к прогнозированию и корректированию стратегии творческой деятельности, что определяет основу мотивации к творческому саморазвитию. В философском осмыслении проблемы педагогических основ стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя и в связи с тем, что в центре внимания нашего исследования находится человек, мы опирались на гуманистический метопринцип. Без создания условий для всесторонней творческой самореализации учителя не могут сформироваться его истинно гуманистические взгляды и отношения как к себе, так и к учащимся. Творчески работающий учитель строит процесс обучения не по шаблону, а взаимодействуя с учащимися в процессе обучения на основе пробуждения у них чувства любви, добра, взаимопонимания и уважения. "Но этого нельзя сделать только словом, без смены образа жизни, без глубокого гуманитарного образования, как образа мыслей и поступков" считает В.И.Андреев [11, с. 93]. В философском осмыслении педагогических основ стимулирования |