Проверяемый текст
Чинкина, Нурия Шайхутдиновна; Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности (Диссертация 2000)
[стр. 52]

значимость таких качеств, как честность, совестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, человеческое достоинство.
Поэтому важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самосовершенствованию» [235,с.
84].
В роли мотивов нравственного самосовершенствования могут выступать, в частности: осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; общая созидательно-творческая направленность личности, положительная «Я концепция», уверенность в себе; потребность в постоянной борьбе с обстоятельствами, стремление преодолевать трудности [235,С.
231].
Современный учитель личность творческая.
Раскроем сущность понятия «творчество».
"Творчество специфично для человека, т.е.
предполагает творца субъекта творческой деятельности: в природе происходит процесс развития, но не творчества"
[199].
Если по данному определению " творчество" не отождествляется с понятием "развитие", то по утверждению Я.А.
Пономарева, "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития"
[168, с.
73].
Наиболее развернутое понятие творчества дает А.К.Спиркин.
На наш взгляд важно, что автор наряду с признаками новизны, оригинальности выделяет также субъективную и объективную значимость творчества
[201, с.
327].
Л.Громкова, говоря о педагогическом творчестве, подчеркивает, что оно характеризуется "новым, более совершенным,
болсс эффективным" [59, с.
7274].
Выделяя гуманную сущность творчества, С.С.Гольдентрихт утверждает, что природа творческого деяния созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию человека и общества.

Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку
[53, с.
65].
Таким образом, определение творчества на основе выделения новизны, оригинальности, а также и по иным характерным признакам, но без учета цели деятельности, приводит нас к исчезновению выше названного гуманистического начала творчества.
Поэтому мы считаем, что, наряду с признаками "новизны", для творчества характерным критерием является развитие человека как личности и общества в целом.
Здесь особенно важно
[стр. 62]

создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей” [201, с.
703].
В педагогической энциклопедии значится: ’Творчество высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека.
Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное" [209].
"Под творчеством обычно понимают такую деятельность, в результате которой создается оригинальный и социальнозначимый продукт” [237].
"Творчество специфично для человека, т.е.
предполагает творца субъекта творческой деятельности: в природе происходит процесс развития, но не творчества”
[251].
Если по данному определению '* творчество” не отождествляется с понятием "развитие", то по утверждению Я.А.
Пономарева, "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития"
[216, с.
73].
”В мире творчества все интереснее, значительнее" считает И.А.Бердяев [33, с.
45].
Наиболее развернутое понятие творчества дает А.К.Спиркин.
На наш взгляд, важно, что автор наряду с признаками новизны, оригинальности выделяет также субъективную и объективную значимость творчества
[254, с.
327].
Рассматривая особенности процесса творчества, Г.Гергинов отмечает, что "творчество первого уровня имманентно присуще человеческому мышлению и человеческой практике, представляет собой деятельность, в которой, во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие, во-вторых, развиваются и совершенствуются ранее уже созданные человеком материальные и духовные произведения, изобретения, в-третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного" [71, с.
15].
Л.Громкова, говоря о педагогическом творчестве, подчеркивает, что оно характеризуется "новым, более совершенным,
более эффективным" [81, с.
72-74].
Выделяя гуманную сущность творчества, С.С.Гольдентрихт утверждает, что природа творческого деяния созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию человека и общества.


[стр.,63]

Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку [75, с.
65).
Таким образом, определение творчества на основе выделения новизны, оригинальности, а также и по иным характерным признакам, но без учета цели деятельности, приводит нас к исчезновению выше названного гуманистического начала творчества.
Поэтому мы считаем, что, наряду с признаками "новизны", для творчества характерным критерием является развитие человека как личности и общества в целом.
Здесь особенно важно
выделить значимость нравственного начала, которое побуждает человека к творчеству.
П.К.Энгельмейер выделяет понятие "эврилогия" всеобщую теорию творчества" [318, с.
132).
Выделяя ряд существенных признаков творчества, В.И.Андреев отмечает, что "творчество это вид человеческой деятельности, для которой характерно: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность т.е.
она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств, знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок личности; д) новизна и оригинальность процессов и результатов” [10, с.37].
З.Е.Гельман определяет: "Творчество-это постановка и решение проблем" [66, с.
37).
По утверждению И.П.Раченко, "Творчество имеет индивидуальный характер проявления целенаправленной деятельности, несущей гуманистическую сущность и преобразующую силу" [231, с.
187].
Выделяя противоречие как движущую силу творчества, заметим, что именно с выявления противоречия и определения творческой задачи

[Back]