Рассматривая центральное звено нравственного самосовершенствования, вокруг которого группируются все другие звенья, выделим важнейшую способность учителя необыкновенную концентрацию внимания и огромную восприимчивость, эмоциональность, впечатлительность, умение видеть поступки в их сущности, эмпатийность. Центральное звено нравственного самосовершенствования в осознании нравственной сущности деятельности Я.А.Пономарев [168, с.31-35] и В.П.Зинченко [82] выделяют роль неосознаваемых компонентов в самосовершенствовании. На наш взгляд, существенное значение имеет выделение того, что непосредственное определение задач осуществляет окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки. Главной причиной трудностей понимания природы нравственного самосовершенствования, на наш взгляд, является отсутствие полных критериев нравственности и нравственной самореализации. Ряд зарубежных авторов утверждают, что разница между нравственной и безнравственной деятельностью остается совершенно субъективной [95, 230]. Сложность структуры процессов самосовершенствования наталкивает многих исследователей на мысль о множественности критериев нравственности (Смидт, Тейлор, Гизелин [254, 255,]. В исследованиях Шпрехера, Стайна выделяются такие критерии, как "продуктивность”, "популярность” [256, 257]. Нами исследуется нравственное самосовершенствование учителя в условиях инновационной деятельности. Выявлены характерные особенностей инновационной творческой деятельности учителя. Творческая деятельность это не реакция и не их совокупность, а система, имеющая свое содержание, строение, внутренние переходы и превращения, а также свое развитие. Для инновационной творческой деятельности учителя характерна системность, открытость, коллективность в сочетании с индивидуальными самостоятельными актами, специфичность в цели, структуре и содержании, динамичность, а также разнообразие ее форм и видов. Какими бы |
В.М.Бехтерев творческую проблему трактует как раздражитель и придерживается рефлексологической точки зрения, утверждая, что "собственно творчество есть реакция на раздражение" [38, с. 57]. Для всякого творчества, по его мнению, необходима та или иная степень одаренности [там же, с. 58]. На наш взгляд, существенное значение имеет выделение В.М.Бехтеревым того, что непосредственное определение задач осуществляет окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки. В.В.Савич делает попытку применить физиологические закономерности к проблеме психологии творчества [240. с. 138]. (см. приложение 2). Главной причиной трудностей понимания природы творчества, на наш взгляд, является отсутствие полных критериев творчества и творческой деятельности. Ряд зарубежных авторов утверждают, что разница между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективной [129, 284]. Сложность структуры творчества наталкивает многих исследователей на мысль о множественности критериев творчества (Смидт, Тейлор, Гизелин [344, 348, 349]. В исследованиях Шпрехера, Стайна выделяются такие критерии творчества, как ” популярность", "продуктивность”, "степень новизны и подходов" [347]. Заметим, что в процессе творчества встречается явление "стагнация” психологическая инерция человека в творчестве. Утверждая это, мы исходим из высказывания Я.А.Пономарева о том. что "творчество форма развития, включает явление психологической инерции" [216]. Творческая деятельность это не реакция и не их совокупность, а система, имеющая свое содержание, строение, внутренние переходы и превращения, а также свое развитие. Для инновационной творческой деятельности учителя характерна системность, открытость, коллективность в сочетании с индивидуальными самостоятельными актами, специфичность в цели, структуре и содержании, динамичность, а также разнообразие ее форм и видов. Какими бы характерными параметрами ни отличалась |