Проверяемый текст
Чинкина, Нурия Шайхутдиновна; Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности (Диссертация 2000)
[стр. 88]

общение; в нравственном самосовершенствовании в лично значимой деятельности и для этого повысить уровень нравственной культуры; осознание потребности углубить и расширить знания основ духовной культуры и для этого освободить время, рационально и целенаправленно его использовать; осознание потребности повысить эффективность нравственного воспитания учащихся и для этого пересмотреть свои нравственные убеждения; осознание потребности изменить свои черты характера и личностные качества и с этой целью выработать в себе честность, справедливость, гуманность; осознание потребности достичь успеха в лично значимой нравственной самореализации и для этого стремиться проанализировать свои ошибки, неудачи, выявить и устранить причины, их породившие; осознание потребности овладеть эффективными приемами и методами нравственного самосовершенствования и с этой целью повысить уровень знаний норм нравственного поведения.
С позиций стимулирования мотивации
нравственного самосовершенствования учителя можно классифицировать мотивы как устойчивые и неустойчивые.
Базируясь на устойчивых ценностных ориентациях, устойчивые мотивы в разной степени зависят от стимулов.
Так "устойчивые внутренние мотивы мало зависят или совсем не зависят от внешних стимулов”
[239, с.ЗЗ].
Выделена устойчивость мотивов совести, интереса к профессионально-творческой деятельности, к получению признания со стороны коллег, иметь престиж в глазах своих учеников.

На основе системного подхода систематизируем стимулы мотивации нравственного самосовершенствования учителя.
По биологическому значению все стимулы делятся на адекватные и неадекватные.
К адекватным относятся стимулы,
действующие на определенные возбудимые системы органов в естественных условиях его существования”.
К неадекватным стимулам относятся "агенты внешней среды, которые не встречаются в естественных условиях, но при достаточной силе и длительности воздействия способны вызвать возбуждение"
[197, с.
363].
Р.Х.Шакуров подразделяет стимулы на: краткосрочные, среднесрочные,
[стр. 125]

собранность в профессионально-творческой деятельности, организовать свою жизнь как непрерывное самообразование и творческое самосовершенствование; 4) мотивы творческой самореализации, к которым относятся следующие стремления: сосредоточиться в творческой деятельности на главном, выделить наиболее лично значимые проблемы и найти способы их решения, целенаправленно достигать все больших успехов в значимом виде творческой деятельности, принять ответственные, глубоко продуманные взвешенные творческие решения, повысить свое профессиональное мастерство и квалификацию, повысить культуру педагогического общения, проявлять инициативу, самостоятельность, независимость в лично значимой творческой деятельности, справиться с внутренними сомнениями и довести творческие замыслы до конца; установить и поддерживать связь с учеными в экспериментально-исследовательской деятельности, добиться повышения в должности, выработать привычку добросовестно трудиться, опасение потерять работу; 5) мотивы творческого самосовершенствования, к которым относится осознание того, что необходимо усовершенствовать и что необходимо для этого сделать: потребности иметь признание коллег и администрации и для этого стремиться повысить свой статус в коллективе, добиться успеха в лично значимой творческой деятельности и для этого стремиться проанализировать свои ошибки, неудачи, выявить и устранить причины их породившие, иметь признание своих учеников и для этого стремиться добиться высоких результатов в обучении и воспитании, повысить престиж в глазах учащихся, авторитет в коллективе и для этого стремиться пересмотреть свои позиции, достоинства и недостатки, стремиться иметь свой идеал и достичь уровня его творческого потенциала, реализовать себя в лично значимой творческой деятельности и для этого стремиться повысить уровень своих творческих способностей, реализовать в лично значимой экспериментальной деятельности и для этого повысить уровень методологической культуры, достичь высоких результатов труда и для этого стремиться повысить профессиональное мастерство и педагогическую

[стр.,126]

культуру, освоить эффективные технологии обучения и воспитания и для этого стремиться повысить профессиональное мастерство.
С позиций стимулирования мотивации
творческого саморазвития учителя можно классифицировать мотивы как устойчивые и неустойчивые.
Базируясь на устойчивых ценностных ориентациях, устойчивые мотивы в разной степени зависят от стимулов.
Так "устойчивые внутренние мотивы мало зависят или совсем не зависят от внешних стимулов"
[309, с.ЗЗ].
Выделена устойчивость мотивов совести, интереса к профессионально-творческой деятельности, к получению признания со стороны коллег, иметь престиж в глазах своих учеников.

Мотивация творческого саморазвития представляет собой единство внешнего и внутреннего, так же, как "всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внешнего и внутреннего, субъективного и объективного" [238, с.29].
Вопрос о том, входит ли данное содержание стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в то, что в данной ситуации осознаваемо, решается не в зависимости от самого содержания, и даже не от интересов, склонностей самого учителя, а определяется местом этого содержания в структуре его деятельности.
Аюуально сознается лишь то содержание, которое является для учителя значимым предметом, на что и направлено действие.
Для того, чтобы содержание стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя было осознано самим учителем, необходимо, чтобы оно заняло в его творческой деятельности структурное место непосредственной цели действия, и вступило бы в соответствующее отношение к мотиву этой деятельности.
При переходе цели творческого саморазвития учителя на другое содержание, актуальным предметом его сознания будет именно это новое, более значимое содержание в структуре его деятельности.
Это положение применимо ко всем видам деятельности, как практической, так и теоретической.
Таким образом, стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя зависит от структурного места содержания, которое оно занимает в

[стр.,196]

ГЛАВА Ш.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СТИМУЛИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1.
Систематика стимулов мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности.
По биологическому значению все стимулы делятся на адекватные и неадекватные.
К адекватным относятся стимулы, " действующие на определенные возбудимые системы органов в естественных условиях его существования".
К неадекватным стимулам относятся "агенты внешней среды, которые не встречаются в естественных условиях, но при достаточной силе и длительности воздействия способны вызвать возбуждение"
[249, с.
363].
Р.Х.Шакуров подразделяет стимулы на: краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные, выделяя при этом закономерность, в том, что "чем ближе во времени и пространстве стимул, тем сильнее его мотивирующее воздействие" [305, с.
78].
К краткосрочным стимулам относим различные формы проявления одобрения творческого поиска и результатов творческой деятельности; объективный анализ урока руководителем; получение материального вознаграждения; получение информации об интересующих эффективных технологиях обучения и воспитания учащихся; обновление знаний в области преподаваемой учебной дисциплины.
Среди среднесрочных стимулов можно выделить творческий отчет учителя перед коллективом; одобрение успехов со стороны администрации; достижение результатов экспериментальноисследовательской деятельности.
К долгосрочным стимулам можно отнести: перспективу получить высокий квалификационный разряд, перспективу иметь повышение в должности; иметь престиж в глазах учащихся; перспективу повышения уровня заработной платы; 'достижение высоких результатов в

[Back]