Проверяемый текст
Сёмин Роман Леонтьевич. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике (Диссертация 2001)
[стр. 152]

152 поддержание максимально благоприятного налогового режима для частных инвестиций в национальную экономику; принципиальное исключение из налогообложения частных доходов граждан в пределах, обеспечивающих их достойное существование.
Инвестиционный потенциал российской налоговой системы в течение последних лет включал такие элементы, как льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, возможность получения инвестиционного налогового кредита, ускоренная амортизация и ряд других.
Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике было затруднено
общей тенденцией завышения издержек для ускорения уплаты налогов.
Основная задача реформы налога на прибыль это расширение налоговой базы за счет легализации значительной части доходов, привлеченной низкими ставками налога на прибыль, и, в конечном счете увеличение налоговых доходов бюджета, то есть максимизация фискальной функции данного налога.
Проблема же практического разрушения сложившегося в российской экономике инвестиционного климата, отхода от налогового механизма стимулирования и регулирования инвестиционной активности в
экономической литературе не поднимается, хотя очевидно, что в наиболее сложном положении после внесения изменений в налог на прибыль окажутся предприятия, вкладывавшие и собирающиеся вкладывать значительные средства в модернизацию своего производства.
Мировой и отечественный опыт доказывают, что осуществление политики
ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы возможности стимулировать приоритетные направления развития национальной экономики.
Для российской экономики в современных условиях чрезвычайно важно стимулирование развития непосредственных и опосредованных форм частных инвестиционных вложений.
При этом необходимо учитывать специ
[стр. 111]

111 * * Проблема практического разрушения сложившегося в российской экономике инвестиционного климата, отхода от налогового механизма стимулирования и регулирования инвестиционной активности в отечественной периодической печати и экономической литературе сегодня не поднимается.
Хотя очевидно, что в наиболее сложном положении после
принятия нового закона о налоге на прибыль окажутся предприятия вкладывавшие и собирающиеся вкладывать значительные средства в модернизацию своего производства.
Так, по расчета заместителя председателя Комитета Государственной ^умы С.
Штогрина сейчас за счет инвестиционных льгот нефтяники фактически платят налог на прибыль от 13% (в ЗАТО) до 17,5% ( с использованием региональных и прочих фискальных послаблений), вместо вводимых с 2002 года 24%.
А как полагает зампред правления «Газпром» П.
Радионов, «государство постепенно отказывается от целей, декларируемых в отношении налоговой реформы, поскольку на предприятиях наукоемких отраслей реальная налоговая нагрузка увеличится.
Мы же все равно будем вкладывать деньги и в геологоразведку, и в развитие производства».85 Характерно, что до принятия решения о минимизации ставки налога на прибыль с параллельной отменой всех инвестиционных льгот, в проектах к Ш части Налогового Кодекса предлагались интересные подходы к трансформации налоговой базы.
Из нее намечалось вывести все затраты, непосредственно связанные с осуществлением экономической деятельности.
Предполагалось коренным образом изменить механизм амортизации, перейти от индивидуальных сроков амортизации к групповым.
Рассматривалось положение о капитализации затрат с их последующей амортизацией на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, на мероприятия по защите окружающей среды.
Более либеральными, по аналогии с мировой налоговой практикой, должен был стать механизм переноса убытков на будущее.
» 85 В.
Сысоев Нефтянники и газовики хотят платить по закону//Время тп (Москва), № 102, 19.06.2001.


[стр.,124]

124 ^ 5.
Регулирующая функция в рамках системы налогообложения прибыли предприятий в отечественной экономике 90-х годов реализовывалась весьма слабо.
Механизм налогового регулирования инвестиционной налоговой активности использовался ограниченно, хотя определенные возможности несомненно имелись.
Инвестиционный потенциал налоговой системы России в течение последних лет включал такие элементы как льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, возможность получения инвестиционного налогового кредита, ускоренная амортизация и ряд других.
Однако/использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике было затруднено,
во-первых, общей тенденцией завышения издержек для ускорения уплаты налогов и, во-вторых, излишне сложной административной процедурой их задействования.
Тем не менее, по данным МНС РФ применение механизма налоговых льгот при начислении налога на прибыль ежегодно обходилось бюджету в сумму более 100 млрд.
руб.
с 1 января 2002 г.
ситуация изменится.
Новая ставка налога на прибыль, установив' ленная Государственной ^умой с 1 января 2002 г.
составит 24% и по прогнозам Минфина принесет в следующем году в казну около 640 млрд.руб.
Наряду с этим, отменены все действовавшие ранее инвестиционные и социальные льготы.
Основная задача реформы налога на прибыль это расширение налоговой базы за счет легализации значительной части доходов, привлеченной низкими ставками налога на прибыль, и в конечном счете, увеличение налоговых доходов бюджета, то есть максимизация фискальной функции данного налога.
Проблема же практического разрушения сложившегося в российской экономике инвестиционного климата, отхода от налогового механизма стимулирования и регулирования инвестиционной активности
не поднимается.
Хотя очевидно, что в наиболее сложном положении после
принятия нового закона о налоге на прибыль окажутся предприятия вкладывавшие и собирающиеся вкладывать значительные средства в модернизацию своего производства.
Мировой и отечественный опыт доказывают, что осуществление политики
ф ликвидации налоговых льгот означает ни что иное, как лишение российской нало

[стр.,126]

126 * 8.
Для российской экономики в современных условиях чрезвычайно важно стимулирование развития непосредственных и опосредованных форм частных инвестиционных вложений.
При этом необходимо учитывать специфику
структуры частных сбережений отечественных потенциальных инвесторов.
В течение ряда последних лет наблюдается существенный разрыв между совокупной стоимостью спроса — желаемой корзины потребления — и его реальным денежным наполнением.
Для покрытия этой разницы могут быть использованы потребительский кредит либо интенсивное сбережение, уменьшающее текущее потребление.
Поэтому, для среднего российского потребителя, увлеченного гонкой за мировыми стандартами современного потребления, но обладающего крайне ограниченными денежными доходами, необходимы высоколиквидные формы инвестирования текущих сбережений, приносящие постоянный (ежегодный или ежемесячный) доход.
Рынок ценных бумаг, на котором присутствуют частные лица, — один из самых молодых рынков в России.
И тут сосредоточены основные проблемы налогообложения.
В отличие от развитых стран налогообложению подлежит не только эффективный (реализованный) прирост капитальной стоимости активов, но и потенциальный.
Ставки налогообложения установлены без учета срока получения дохода.
Отсутствует дифференциация при налогообложении долгосрочных, среднесрочных или краткосрочных (спекулятивных) процентных доходов.
Стремительное развитие рынка ценных бумаг для населения происходит при практически полном отсутствии законодательных норм по налогообложению доходов по ценным бумагам (дивиденда, процента и особенно дисконта) и доходов от их перепродажи.
В целом, существующий порядок налогообложения совершенно не соответствует цели, которую преследует население, осуществляя вложения в ценные бумаги, — прирастить средства, сохранить их от обесценения.
Важно привести налогообложение доходов физических лиц в соответствие с уровнем развития отечественного рынка ценных бумаг.
Разработать механизм предоставления налоговых льгот профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

[Back]