Проверяемый текст
Кирилина, Алла Викторовна; Гендерные аспекты языка и коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 57]

2.3.
Гендерный фактор в обществе, культуре и языке: женские и мужские языковые картины мира Человек предстает в двух ипостасях мужчина и женщина.
Оппозиция «мужской женский» фундаментальная для человеческой культуры.
Социально и культурно значимые различия в поведении, обычаях и социализации в целом мужчин и женщин спорадически фиксировались в научном описании, особенно в антропологии и этнографии.
Однако идея о разграничении понятий биологического пола и пола социального (гендер) возникла лишь в период постмодернизма.
В работах М.
Розальдо, Л.
Ламфере, Р.
Унгер, А.
Рич, Г.
Рабин
понятие гендер трактовалось как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности [Пушкарева 1999: 147].
В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а
«конструируются» обществом {doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями [Воронина 1997: 242].
Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации.
Они особым образом выражают ее
системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами.
Основные теоретико-методологические положения гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности.
Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая
[стр. 19]

Глава первая Понятие гендер.
Философские основы гендерных исследований в гуманитарных науках 1.
Онтологический статус понятия г е н д е р Социально и культурно значимые различия в поведении, обычаях и социализации в целом мужчин и женщин спорадически фиксировались в научном описании, особенно в антропологии и этнографии.
Однако идея о разграничении понятий биологического пола и пола социального (гендер) возникла лишь в период постмодернизма.
В работах М.
Розальдо, Л.
Ламфере, Р.
Унгер, А.
Рич, Г.
Рабин
(обзор см.: Воронина, 1997; Пушкарева, 1999) понятие гендер трактовалось как “набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности”.
В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а
“конструируются” обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями (Воронина, 1997).
Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации.
Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами.
Основные теоретико-методологические положения гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности.
Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая
19

[стр.,52]

психолингвистики в гендерном аспекте позволяет получить релевантные для языкознания данные (см.
об этом Халеева, 1998, Кирилина, 19986, 1999а; Горошко, Кирилина, 1999).
Как показано в рассмотренных выше трудах И.
Гоффмана и М.
Фуко, семиотика и конвенциональность гендера могут быть исследованы с позиции анализа дискурса и культурной специфики общества, что предполагает широкое использование возможностей лингвистики в плане изучения социального пола и его манифестации в языке.
Таким образом, можно говорить о гендерном подходе к изучению языка и речи в свете того, что может быть изучено дополнительно в связи с пониманием пола не только как природного феномена, но и как конвенциональной сущности.
4.
Выводы 1.
В научное описание понятие гендер введено для того, чтобы провести границу между понятием биологический пол (sexus) и социальными и культурными импликациями, вкладываемыми в концепты мужское женское: разделение ролей, культурные традиции, отношения власти в связи с полом людей.
Термин гендер призван исключить биологический детерминизм, заключенный в понятии sexus и приписывающий все социокультурные различия, связанные с полом, универсальным природным факторам.
2.
В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а
“конструируются” обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями.
Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации.
Они особым образом выражают ее
52

[стр.,53]

системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами.
3.
Основные теоретико-методологические положения гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности.
Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая
отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации.
4.
Хотя гендерная концепция была в определенной степени подготовлена предыдущим накоплением фактов и их осмыслением, она оформилась в самостоятельное научное направление лишь в период постмодернизма.
Это стало возможным благодаря отказу от постулата о том, что существует некоторая внешняя по отношению к человеческому познанию истина.
Признание множественности истины, ее субъективности способствовало развитию антропоморфного взгляда на сознание и мышление и, следовательно, усилению внимания ученых к различным параметрам человеческой личности.
Одним из таких параметров был признан пол, представляющий собой не только биологическую субстанцию, но и культурно обусловленный мыслительный конструкт.
Это означает, что гендерная самоидентификация входит в число когнитивных ресурсов как отдельной личности, так и общества.
В соответствии с этим гендер можег быть рассмотрен как измерение, как параметр исследования во многих общественных науках, в том числе и в лингвистике.
5.
Гендер не является лингвистической категорией, но в значительной мере его содержание может быть раскрыто путем анализа 53

[Back]