79 фабричных работниц и представительниц академической среды) [Schwitalla 1995]. Социальная деятельность часто представляет собой создание, распространение и поддержание идеологий, включающих структуры и модели, интерпретирующие природу мужчин и женщин [Philips 1987]. На этом основании утверждается, что такого рода идеологии играют главную роль в формировании гендерно специфичного поведения. Основная идея такого рода исследований состоит в указании на то, что различные источники и сферы влияния должны быть рассмотрены по отдельности и разграничены. Показано также, что приравнивание большой силы к легитимному авторитету является этноцентричным, так как сила / власть, которую в Западной Европе считают авторитетом, в других культурах может быть не слишком велика. Кроме того, то, что в западноевропейской культурной традиции концептуализируется как вежливость, не всегда рассматривается как таковая в неевропейских культурах. Выводы Подводя итог данной главы, следует отметить, что каждый язык имеет особую картину мира, и языковая личность организовывает содержание высказывания в соответствии с этой картиной. В силу специфики языка в сознании его носителей возникает определенная языковая картина мира, сквозь призму которой человек видит мир. Каждый конкретный язык заключает в себе национальную, самобытную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Человек понимается как носитель определенной национальной ментальности и языка, участвующий в совместной деятельности с другими представителями национальной общности. |
пропорциональной связи с гендерными различиями в речи. Й. Швиталла показал, что социальная среда и уровень образования приводят к большой вариативности речевого поведения в рамках одного пола (изучалась речь фабричных работниц и представительниц академической среды). Обзор исследований Д. Сепир, Хоува и др. (Philips, 1987) показывает, что социальная деятельность часто представляет собой создание, распространение и поддержание идеологий, включающих структуры и модели, интерпретирующие природу мужчин и женщин. На этом основании утверждается, что такого рода идеологии играют главную роль в формировании гендерно специфичного поведения. Основная идея такого рода исследований состоит в указании на то, что различные источники и сферы влияния должны быть рассмотрены по отдельности и разграничены. Показано также, что приравнивание большой силы к легитимному авторитету является этноцентричным, так как сила / власть, которую в Западной Европе считают авторитетом, в других культурах может быть не слишком велика. Кроме того, то, что в западноевропейской культурной традиции концептуализируется как вежливость, не всегдг рассматривается как таковая в неевропейских культурах. Подводя итог сказанному, сдедует отметить, что, объясняй поведенческие и речевые различия между полами, современное состоянш гендерологии не позволяет отдать явное предпочтение ни причина» биологического порядка, ни социокультурным доминантам. В научно» дискурсе присутствуют в большей или меньшей степени обоснованны доказательства воздействия как первых, так и вторых причин. Поэтом сегодня можно говорить о биосоциальном характере половог диморфизма. 3. Гендерные исследования и отечественное языкознание |