Проверяемый текст
Кирилина, Алла Викторовна; Гендерные аспекты языка и коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 81]

81 вместе с тем заключают в себе и определенную специфику, свойственную данному обществу.
В языке фиксируется гендерная стереотипизация, свойственная коллективному, «наивному» сознанию.
В коммуникации с помощью имеющегося в данном языке набора гендерных стереотипов актуализируется отрефлексированный индивидуумом опыт.
В изучении речевого поведения мужчин и женщин можно выделить несколько концептуальных подходов, прежде всего, теорию социокультурного детерминизма и теорию биодетерминизма.
Важнейшей дискуссионной проблемой гендерных исследований остается вопрос о том, в какой степени соотносятся биологические и культурные факторы, влияющие на гендерные различия в языке и речи.
Таким образом, объясняя поведенческие и речевые различия между полами, современное состояние гендерологии не позволяет отдать явное предпочтение ни причинам биологического порядка, ни социокультурным доминантам.
В научном дискурсе присутствуют в большей или меньшей степени обоснованные доказательства воздействия как первых, так и вторых причин.
Поэтому сегодня можно говорить о биосоциальном характере полового диморфизма.

4
[стр. 85]

пропорциональной связи с гендерными различиями в речи.
Й.
Швиталла показал, что социальная среда и уровень образования приводят к большой вариативности речевого поведения в рамках одного пола (изучалась речь фабричных работниц и представительниц академической среды).
Обзор исследований Д.
Сепир, Хоува и др.
(Philips, 1987) показывает, что социальная деятельность часто представляет собой создание, распространение и поддержание идеологий, включающих структуры и модели, интерпретирующие природу мужчин и женщин.
На этом основании утверждается, что такого рода идеологии играют главную роль в формировании гендерно специфичного поведения.
Основная идея такого рода исследований состоит в указании на то, что различные источники и сферы влияния должны быть рассмотрены по отдельности и разграничены.
Показано также, что приравнивание большой силы к легитимному авторитету является этноцентричным, так как сила / власть, которую в Западной Европе считают авторитетом, в других культурах может быть не слишком велика.
Кроме того, то, что в западноевропейской культурной традиции концептуализируется как вежливость, не всегдг рассматривается как таковая в неевропейских культурах.
Подводя итог сказанному, сдедует отметить, что, объясняй поведенческие и речевые различия между полами, современное состоянш гендерологии не позволяет отдать явное предпочтение ни причина» биологического порядка, ни социокультурным доминантам.
В научно» дискурсе присутствуют в большей или меньшей степени обоснованны доказательства воздействия как первых, так и вторых причин.
Поэтом сегодня можно говорить о биосоциальном характере половог диморфизма.

3.
Гендерные исследования и отечественное языкознание

[Back]