Проверяемый текст
Субботина Ираида Васильевна. Уголовная ответственность за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (Диссертация 2006)
[стр. 144]

свобода ограничивается, против чьей свободной воли причиняется деяние.
В отличие от многих других форм проявления человеческой активности только насилие представляет собой поведение, при котором поступки человека очевидно нацелены на подавление свободы
воли» 169 .
Надо заметить, что точка зрения, согласно которой принуждение отождествляется с физическим либо психическим насилием, имеет под собой филологическое обоснование.
Действительно, в русском языке «насилие» понимается как «принуждение, неволя, нужда, силованье»,170 «принудительное воздействие на кого-нибудь (что-нибудь)»171.

Атрибутивным свойством принуждения, его неотъемлемым признаком является цель совершения принуждаемым какого-либо деяния.
В конечном итоге принуждение всегда сводится к требованию совершить определенное действие или бездействие.
Исходя из этого, можно заключить, что понятия «принуждение» и «насилие» не являются тождественными.
Правильнее, на наш взгляд, говорить о том, что насилие (как физическое, так и психическое) является способом принуждения, поскольку именно применение насилия деформирует волю принуждаемого, заставляя поступать его определенным образом.

Принуждение как насильственное воздействие выполняется с целью лица на другое лицо совершения последним какого-либо деяния против собственного волеизъявления172.
В этой связи неточными выглядят утверждения, что одной из уголовно значимых форм принуждения могут выступать обман, гипноз, нейролингвистическое 173 программирование, применение высокочастотных генераторов .
Используемая законодателем формулировка нормы не позволяет применять ее в тех случаях, когда согласие на предоставление донором своего органа получается путем обмана, хотя введение в заблуждение потенциального донора свидетельствует об отсутствии Иващенко А.
В., Марцев А.
И.
Методология правового исследования насилия // Социально-правовые проблемы борьбы с насилием.
Омск, 1996.
С.
4.

170 Даль В.
И.
Толковый словарь живого великорусского языка.
Т.

Ш.
М., 1998.
С.
468.
171 Ожегов С.
И.
Словарь русского языка.
15-е изд.
М., 1984.
С.

344.

172 См.: Калугин В.
В.
Физическое и психическое принуждение в уголовном
праве.
Ставрополь, 2001.
С.
21.
173 См.: Орешкина Т.
Ю., Устинова Т.
Д.
Принуждение как способ совершения преступления и как уголовно наказуемое деяние // Современное право.
2009.
№ 9.
169 144
[стр. 87]

87 лать».
В свою очередь, «принужденный» это «неестественный, не свободный»."^ Таким образом, в русском языке принуждением называется определенное внешнее воздействие, которое подавляет свободную волю человека, заставляет его поступать определенным образом.
Такое воздействие, как правило, имеет насильственный характер, и в этой связи в уголовно-правовой науке наметилась тенденция отождествления понятий «принуждение» и «насилие».
Так, комментируя ст.
40 УК РФ, Э.Ф.
Побегайло пишет, что принуждение состоит как в физическом насилии (побои, пытки, причинение телесных повреждений, незаконное лишение свободы и проч.), так и в психическом насилии (различные угрозы, объектом которых может стать безопасность жизни, здоровья, честь, достоинство, имущественные интересы) на лицо.''^ В другой работе он указывает, что «под насилием понимается беззаконное применение силы, принудительное, то есть против воли другого лица, воздействие на не Практически отождествляют насилие и принуждение А.В.
Иваш;енко и А.И.
Марцев, которые считают, что «в качестве насилия следует рассматривать активную сознательную деятельность (поведение), непосредственно направленную против свободного волеизъявления.
При таком понимании насилия его феноменальной особенностью следует считать применение вреда тому, чья свобода ограничивается, против чьей свободной воли причиняется деяние.
В отличие от многих других форм проявления человеческой активности только насилие представляет собой поведение, при котором поступки человека очевидно нацелены на подавление свободы».''^
Падо заметить, что точка зрения, согласно которой принуждение отождествляется с физическим либо психическим насилием имеет под собой фи"^ Ожегов СИ.
Словарь русского языка.
15-е изд.
М., 1984.
С.

528.
" ^ Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Общая часть / Под ред.
• Ю.И.
Скуратова и В.М.
Лебедева.
М., 1996.
С.
114.
"'* Словарь по уголовному праву / Отв.
ред.
А В.
Наумов.
М., 1997.
С.
245.
"^ Иващенко А.В., Марцев А.И.
Методология правового исследования насилия // Социально-правовые проблемы борьбы с насилием.
Омск, 1996.
С.
4.


[стр.,88]

лологическое обоснование.
Действительно, в русском языке насилие понимается как «принуждение, неволя, нужда, силованье»,'^^ «...принудительное воздействие на кого-нибудь (что-нибудь)»."^
Конечно же, сложно не согласиться с тем, что насилие, как правило, носит принудительный характер.
Как правило, но далеко не всегда.
Исключение, на наш взгляд, представляют те случаи, когда потерпевший дает явно выраженное согласие на применение в отношении него насилия.
Кроме того, представляется, что насилие вовсе не обязательно имеет целью изменить поведение лица, добиться от него совершения каких-либо действий или отказа от их совершения.
В ряде случаев, например, при хулиганстве, преступлениях против жизни и здоровья из хулиганских побуждений, насилие может применяться к потерпевшему бесцельно либо являться самоцелью.
Между тем, атрибутивным свойством принуждения, его неотъемлемым признаком является цель совершения принуждаемым какого-либо деяния.
В конечном итоге, принуждение всегда сводится к требованию совершить определенное действие или бездействие.
Исходя из этого, можно заключить, что понятия «принуждение» и «насилие» не являются тождественными.
Правильнее, на наш взгляд, говорить о том, что насилие (как физическое, так и психическое) является способом принуждения, поскольку именно применение насилия деформирует волю принуждаемого, заставляя поступать его определенным образом.

В подтверждение сделанного вывода обратимся непосредственно к тексту ст.
179 УК РФ.
Буквальное ее толкование не оставляет сомнений в том, что психическое насилие является способом основного состава, а физическое насилие способом квалифицированного состава принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения.
Итак, насилие является способом принуждения.
Сущность насилия заключается в причинении вреда другому лицу (потерпевшему), в то время как Даль В.И.
Толковый словарь живого Великорусского языка.
Т.

III.
М., 1998.
С.
468.
Ожегов СИ.
Словарь русского языка.
15-е изд.
М., 1984.
С.
344.


[стр.,89]

89 целью принуждение является не столько причинение вреда принуждаемому, сколько совершение им требуемого деяния.
Отмечая это обстоятельство, В.В.
Калугин предлагает определить принуждение как насильственное воздействие лица на другое лицо с целью совершения последним какого-либо деяния против собственного волеизъявления.
Предлагаемое определение довольно точно учитывает соотношение по нятий «принуждение» и «насилие», но, все же, требует некоторого уточнения.
Нам представляется, что насилие как способ принуждения изначально направлено на деформацию воли лица, а не его волеизъявления, как считает В.В.
Калугин.
Под воздействием насилия принуждаемый совершает требуемое от него деяние (волеизъявление), которое не соответствует его воле.
Причем волеизъявление принуждаемого может не вызвать нареканий с точки зрения его формы, как это часто бывает в случаях совершения принудительной сделки.
Другое дело, что волеизъявление принужденного к сделке не соответствует его воле, которая в этом случае должна иметь отнравное значение.
Таким образом, с учетом сделанного уточнения принуждение можно определить как насильственное воздействие на лицо с целью добиться совершения им какого-либо деяния против его воли.
Соответственно, в преступлении, предусмотренном ст.
179 УК РФ, принуждение представляет собой насильственное воздействие на потерпевшего или его близких с целью добиться совершения сделки или отказа от ее совершения против его воли.
Согласно ст.
153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки занимают особое место в системе гражданского права, поскольку гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекраш;аются главным образом в результате сделок.
Причем изначальная направленность воли лица при совершении сделки на достижение определенного правомерного правового результата позволя "^ Калугин В.В.
Физическое и психическое принуждение в уголовном
нраве.
Ставрополь, 2001.-С.
21.

[Back]