Проверяемый текст
Субботина Ираида Васильевна. Уголовная ответственность за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (Диссертация 2006)
[стр. 151]

противоправное причинение физического вреда другому человеку помимо или против его воли путем энергетического воздействия на органы, ткани или физиологические функции организма потерпевшего.
При этом
последствием физического насилия может быть вред здоровью другого человека различной степени тяжести, а также смерть потерпевшего,
физические страдания, утрата физической свободы 187 .
В любом случае факт применения насилия в целях принуждения к
изъятию органов или тканей человека для трансплантации существенным образом повышает степень общественной опасности совершенного преступления вне зависимости от того, причинен ли потерпевшему физический вред.
Однако это обстоятельство непосредственно в законе не отражено.
Законодатель уравнивает угрозы причинения насилия и само насилие по степени общественной опасности, что представляется некорректным.
Если, не ограничиваясь высказыванием угроз,
виновный причиняет принуждаемому или его близким физическую боль, вред здоровью различной степени тяжести, смерть либо ограничивает их физическую свободу, то содеянное посягает не только о на отношения, регламентирующие порядок установленный в законодательстве трансплантации прижизненного донорства, базирующийся на свободе волеизъявления лица, предоставляющего свои органы и ткани для трансплантации, но и наносит реальный вред телесной неприкосновенности, личной свободе, здоровью или жизни личности.
Как следует в таких случаях квалифицировать действия виновного? Поскольку формализованным показателем общественной опасности преступного деяния является именно санкция уголовно-правовой нормы, квалификация преступлений, сходных по способу их совершения, зависит от соизмерения санкций таковых деяний.
Показательным в этом плане является следующее решение Верховного Суда РФ: при осуждении лица по ч.
2 ст.
318 УК РФ в случае умышленного причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью, дополнительной квалификации по п.
«а» ч.
2 ст.
111 УК РФ не требуется, 187 См.: Шарапов Р.
Д.
Указ.
соч.
С.
290-291.
151
[стр. 100]

100 в свою очередь, физическое насилие представляет собой противоправное причинение физического вреда другому человеку помимо или против его воли путем энергетического воздействия на органы, ткани или физиологические функции организма потерпевшего.
При этом
физический вред, причиненный потерпевшему, может выражаться в его смерти, тяжком, средней тяжести или легком вреде здоровью, физической боли, физическом страдании, поставлении в беспомощное состояние, утрате физической свободы.'^^ Нетрудно заметить, что под угрозой применения насилия в ч.
1 ст.
179 УК РФ понимается угроза применения физического насилия, т.е.
угроза причинения смерти, тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, физической боли, физических страданий, изнасилования, совершения насильственных действий сексуального характера, ограничения физической свободы.
В случае реализации угрозы применения насилия в ходе принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения содеянное квалифицируется по ч.
2 ст.
179 УК РФ.
Угроза применения насилия может быть конкретизированной, если субъект угрожает потерпевшему причинением вполне определенного вреда (например, угроза убийством, ослеплением, ампутацией конечностей и т.д.).
Угроза применения насилия может иметь и неконкретизированныи характер в случае, когда субъект угрожает потерпевшему неблагоприятными последствиями для его здоровья или личной свободы, не указывая прямо на конкретный вред (например, угроза «покалечить», избить и т.п.).
При этом угроза применения насилия может быть доведена до потерпевшего устно, письменно либо конклюдентно (например, посредством соответствуюш;их знаков и жестов, демонстрации оружия).
В любом случае, способ выражения угрозы не имеет значения для квалификации.
Большой теоретический интерес и практическое значение имеет вопрос о том, кто является адресатом угрозы применения насилия, кому субъект преступления может угрожать причинением физического вреда.
Шарапов Р.Д.
Физическое насилие в уголовном праве.
СПб., 2001.
С.
290-291.


[стр.,137]

137 Так, уголовная ответственность за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения дифференцирована посредством установления в ч.
2 ст.
179 УК РФ двух квалифицированных составов этого преступления: принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, совершенное с применением насилия (п.
«б» ч.
2 ст.
179 УК РФ); принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, совершенное организованной группой (п.
«в» ч.
2 ст.
179 УК РФ).
Особенностью принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения, совершенного с примененнем насилня (п.
«б» ч.
2 ст.
179 УК РФ), является специфичный способ совершения преступления.
Как уже отмечалось, под насилием в уголовном праве принято понимать умышленное, противоправное воздействие на потерпевшего, осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему физическую или психическую травму, либо Офаничить свободу его действий (бездействия).
Выделяют две разновидности насилия: психическое насилие и физическое насилие.
Психическим насилием, как правило, признается противоправное воздействие на психику человека, осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему психическую травму и (или) изменить его поведение.
В отличие от психического, физическое насилие представляет собой противоправное причинение физического вреда другому человеку помимо или против его воли путем энергетического воздействия на органы, ткани или физиологические функции организма потерпевшего.
При этом
физический вред, причиненный потерпевшему, может выражаться в его смерти, тяжком, средней тяжести или легком вреде здоровью, физической боли, физическом страдании, поставлении в беспомощное состояние, утрате физической свободы.
Сравнительный анализ ч.ч.
1 и 2 ст.
179 УК РФ не оставляет сомнений в том, что способом рассматриваемого квалифицированного состава принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения является применение

[стр.,140]

140 Отличительной чертой физического насилия является его способность причинить вред потерпевшему.
При этом, последствием физического насилия может быть вред здоровью другого человека различной степени тяжести, а также смерть потерпевшего.

С другой стороны, указанные последствия вовсе не являются обязательными.
Так, например, кратковременное удушение потерпевшего может и не повлечь никаких неблагоприятных последствий для организма потерпевшего, тем не менее, соответствующие действия расцениваются как физическое насилие, причем опасное для жизни или здоровья.
В любом случае, факт применения насилия в целях принуждения к
совершению сделки или отказу от ее совершения суш;ественным образом повышает степень общественной опасности совершенного преступления вне зависимости от того, причинен ли потерпевшему физический вред.
Если, не ограничиваясь высказыванием угроз,
определенных в ч.
1 ст.
179 УК РФ, виновный причиняет принуждаемому или его близким физическую боль, вред здоровью различной степени тяжести, смерть либо ограничивает их физическую свободу, то содеянное посягает не только на свободу сделок, но и наносит реальный вред личности.
Следует особо подчеркнуть, что адресатом примененного виновным физического насилия может являться не только сам принуждаемый к совершению сделки или отказу от ее совершения, но и близкие принуждаемому лица.
Насильственно воздействуя на близких принуждаемого, субъект может добиться не меньшего результата, чем применяя насилие непосредственно к лицу, от которого он добивается совершения сделки или отказа от ее совершения.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какой объем реально причиненного физического вреда охватывается п.
«б» ч.
2 ст.
179 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья.

[Back]