Проверяемый текст
Никитина Илона Олеговна. Преступления в сфере здравоохранения (Диссертация 2007)
[стр. 165]

Именно эта коллизия привела к тому, что среди учреждений, осуществляющих забор трансплантатов в целях пересадки, нет единого мнения по поводу правомерности изъятия органов и тканей от умерших людей: с одной стороны, «презумпция согласия» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», а с другой — «презумпция несогласия» Федерального закона «О погребении и похоронном деле» создают проблемы для медиков.
В связи с этим часто единственным средством
их решения служит мнение руководителя учреждения, где осуществляется забор органов и тканей.
Конституционным Судом РФ рассматривался
вопрос о конституционности ст.
8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
по запросу Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда 208 .
Толкование действующего закона не позволяет дать точного ответа на вопрос, как должны поступать врачи, если родственники потенциального донора не имеют единого мнения по вопросу изъятия органов умершего.
В ст.
8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
речь идет о близких родственниках без уточнения степени родства, перечень родственников, у которых необходимо получать разрешение на подобные действия, не определен.
В ст.
47 Закона об основах здоровья граждан подчеркивается приоритет супруга перед иными родственниками, права других уравнены.
В случае противоречий между последними решить вопрос о допустимости изъятия донорских органов будет непросто, поскольку возникнет проблема нарушения законодательства о трансплантации.
Заместитель министра здравоохранения Сергей Вельмяйкин сообщил, что под давлением специалистов-трансплантологов подготовлен новый законопроект о трансплантации органов, разработанный Минздравом России.
По его словам, право решать — отдавать свои органы после смерти или нет — будет иметь только сам человек.
Документ предполагает создание базы данных россиян, где См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 459-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Вестник Конституционного Суда РФ.
2004.

№3.
208 165
[стр. 188]

188 Л.О.
Красавчикова считает, что закрепление презумпции несогласия привело бы к тому, что возможность трансплантации органов (тканей) трупа была бы практически неосуществимой.
Единственный способ легального решения вопроса о возможности изъятия органов (тканей) у трупа заключается именно в установлении презумпции согласия на такое изъятие '*"*.
Проблема согласия на изъятия органов и (или) тканей у трупа нашла свое отражение также в законодательстве РФ.
Так, существует правовая коллизия между ст.
8 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
№ 4180-1 от 22 декабря 1992 г., и ст.
5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996 г.
в редакции ФЗ К2 263-ФЗ от 29 декабря 2006 г.
Ст.
8 Закона о трансплантации закрепляет презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа.
Это означает, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
В то же время ст.
5 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» устанавливает противоположное положение о волеизъявлении лица, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела.
Именно эта коллизия привела к тому, что среди учреждений, осуществляющих забор трансплантатов в целях пересадки, нет единого мнения по поводу правомерности изъятия органов и тканей от умерших людей: с одной стороны, «презумпция согласия» Закона
о трансплантации, а с другой «презумпция несогласия» Закона о погребении.
В связи с этим часто единственным средством
решения проблемы служит мнение руководителя учреждения, где осуществляется забор органов и тканей.
Конституционным Судом РФ рас'*''
Красавчикова Л.О.
Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации.
Екатеринбург, 1994.


[стр.,189]

189 сматривался вопрос о конституционности ст.
8 Закона о трансплантации по запросу Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда'^^.
Запрос был подан в связи с рассмотрением Судебной коллегией кассационной жалобы гражданки Л.В.
Житинской на решение Октябрьского районного суда города Саратова.
Суть дела состояла в следуюш;ем.
В Саратовской областной больнице скоропостижно скончался сын Л.В.
Житинской.
Из акта судебно-медицинского исследования трупа сына ей стало известно, что сотрудниками больницы у него в целях трансплантации были изъяты обе почки.
О соответствующем намерении врачей Житинская не была поставлена в известность, и изъятие было произведено без ее согласия.
Л.В.
Житинская обратилась в Октябрьский районный суд города Саратова с иском к Саратовской областной больнице о компенсации морального вреда.
Решением суда от 17 сентября 2002 г.
ей было отказано в удовлетворении иска.
В решении суда указывалось, что ст.
8 Закона о трансплантации, подлежащей применению при рассмотрении данного дела, закрепляется презумпция согласия гражданина или его близких родственников (представителей) на изъятие после смерти его органов для трансплантации.
Судебная коллегия по гражданским делам посчитала, что указанная норма лишает гражданина или его близких родственников (представителей) права на волеизъявление о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти, поскольку не устанавливает обязанность учреждений здравоохранения выяснять прижизненную волю умершего либо волю его близких родственников (представителей) в отношении такого изъятия.
Кроме того, поскольку ею не определяется учреждение здравоохранения, обязанное вести учет граждан, не согласных на изъятие органов, и не предусмотрено создание банка соответствующих данных, граждане лищены возможности предварительно зафиксировать факт своего несогласия.
Не устанавливает ' ' ' Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г.
№ 459-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» //
ИПС "КонсультантПлюс".


[стр.,244]

244 63.
О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год: Постановление Правительства РФ от 15 мая 2007 г.
№ 286 // Российская газета.
2007.
19 мая.
№ 105.
64.
Клятва Российского врача от 1994 года / Утверждена 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России // http://www.medinfo.ru.
65.
О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.
J b АН Российская газета.
2000.
№ 38.
V 66.
О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000г.
№ 6 // Бюллетень Верховного Суда.
2000.
№ 4.
67.
О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 15 июня 2006 года J o 14 // Российская газета.
2006.
№ 137.
V 68.
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года.
Изд.
Московского юрид.
ин-та.
М., 1951.
179 с.
69.
Собрание российских законов о медицинском управлении.
Часть третья: с 1812 по 1827 год -433 с.
70.3акони Украши.
Киев, 1996.
Т.
4.
С.
219-244.
71.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 1998 г.) утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 19 апреля 1999 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ.
1999.
№ 7.
72.
Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г.
J 2 459-0 N «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Вестник Конституционного Суда РФ.
2004.-№
3.
73.
Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 г.
74.
Инструкция о проведении клинических испытаний лекарственных средств и экспертизе материалов клинических испытаний; Типовое положение комиссии по вопросам этики.
Утверждены приказом Министерства здравоохранения Украины № 281 от 1.11.2000г.
75.
Положение об организации работы целителя, осуществляющего медицинскую деятельность в области народной и нетрадиционной медицины.
Утверждено приказом МЗ Украины Ш 36 от 11 февраля 1998г.
76.
Инструкция о порядке предоставления Комитетом по вопросам народной и нетрадиционной медицины при Министерстве здравоохранения Украины специального разрешения для проведения медицинской деятельности в области народной и нетрадиционной медицины.
Порядок проведения аттестации и экспертизы целительских способностей лиц, изъявивших желание заниматься медицинской деятельностью в области народной и нетрадиционной медицины.
Утверждены приказом МЗ № 195 от 10 августа 2000 г.

[Back]