Проверяемый текст
Никитина Илона Олеговна. Преступления в сфере здравоохранения (Диссертация 2007)
[стр. 178]

Данные прокуратуры Нижегородской области по делам о раскрытых преступлениях, совершаемых сотрудниками сферы здравоохранения, за период с 2005 по 2011 гг.
указывают на следующие составляющие преступности медицинских работников: получение взятки — 44 % всех преступных деяний, 12 % — злоупотребление должностными полномочиями, 17 % — документов.
Поскольку служебные преступления применимо к объекту, объективной стороне и субъективной стороне
подверглись достаточно тщательному анализу со стороны ученых и практикующих юристов, полагаем целесообразным обратить внимание на признаки и виды субъекта преступления.
Медицинские работники относятся к должностным лицам, если занимают руководящие должности, выполняя организационно-распорядительные функции постоянно или временно (главный врач, заведующий фармацевтическим — подделка предприятием, их заместители, руководители структурных подразделений заведующие выполняют медсестра)).
отделами, отделениями, лабораториями, дежурный функции (главная врач либо и старшая административно-хозяйственные В юридической литературе обращалось внимание, что «под должностным лицом в сфере медицинской деятельности следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарногигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения»222.
Как отмечает Б.
В.
Волженкин, применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, что позволяет утверждать, что эти действия
Стеценко Г.
С.
Медицинское право : учебник.
СПб., 2004.
С.
320.
178
[стр. 136]

136 нрав, которыми лицо наделяется в силу занимаемой должности и которые могут быть им использованы или нарушены преступным образом.
Преступное деяние, не связанное с выполнением служебных обязанностей либо с использованием служебного авторитета, может рассматриваться как профессиональное преступление.
Поскольку служебные преступления, применимо к объекту, объективной стороне и субъективной стороне
поддавались достаточно тш;ательному анализу со стороны ученых и практикующих юристов, полагаем обратить внимание на субъект преступления.
Анализ субъекта позволит найти общее и отличное между профессиональными и должностными преступлениями, совершаемыми медицинскими работниками.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан компетенция врачей частной и государственной (муниципальной) систем здравоохранения за некоторым исключением тождественна.
Вместе с тем, по действующему УК РФ, частные и государственные врачи несут различную ответственность за деяния, совпадающие как по содержанию совершаемых действий, так и по степени общественной опасности.
Поэтому стержнем уголовно-правовых исследований проблем медицинской деятельности мы считаем сопоставление правового статуса двух названных профессиональных групп в рамках теоретических основ учения о субъекте преступления.
В юридической литературе «под должностным лицом в сфере медицинской деятельности следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационнораспорядительные и административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем 138 здравоохранения» .
В свою очередь субъектами нреступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, входящих в систему здравоохранения.
I3S Стеценко ГС.
Медицинское право: Учеб.
СПб., 2004.
С.
320.


[стр.,140]

140 также судебной практикой.
Так, с точки зрения А.К, Квицинии, «любой врач, работающий в медицинском учреждении, является должностным лицом, а чисто профессиональная деятельность хотя и не порождает прямо юридических последствий и не связана с организационно-распорядительными функциями, однако неотделима от статуса советского медицинского работникаврача.
В глазах граждан врач, не являющийся частнопрактикующим, представляет медицинское учреждение...
Поэтому получение вознаграждения врачом за оказание медицинской помощи в процессе выполнения чисто профессиональных функций равнозначно его организационно-распорядительной деятельности в том смысле, что они одинаково подрывают авторитет медицинской службы в глазах граждан и представляют одинаковую общественную опасность»''^^.
Так хирург был осужден за халатность в связи с тем, что при оказании помощи пострадавшей не ввел ей необходимую в таких случаях противостолбнячную сыворотку.
В результате больная погибла от развившегося столбняка'"*^.
Однако, на наш взгляд, вышеуказанная позиция ошибочна, т.к.
ведет к тому, что всех без исключения медицинских работников государственных и муниципальных органов и учреждений, включая санитарок, можно признавать должностными лицами.
Как отмечает Б.В.
Волженкин, применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, что позволяет утверждать, что эти действия
имеют организационно-распорядительный или административно-хозяйственный характер''*^ Впервые эта позиция была сформулирована в определении Судебной коллегии Верховного Суда РСФСР по делу участкового врача 3., который за вознаграждение незаконно выдавал листки временной нетрудоспособности.
По смыслу закона указывалось в этом определении, что под должностными •^ Квициния А.К.
Должностные преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты.
Тбилиси, '" 1988.-С.
84-85.
''" Глушков В.А.
Ответственность за преступления в сфере здравоохранения.
Киев, 1987.
С.
50.
" ^ Волженкин Б.В.
Служебные преступления.
М., 2000.
С.
117.
'•

[Back]