Проверяемый текст
Букалерова Людмила Александровна, Полукаров Александр Викторович Детерминация коррупционных преступлений в сфере здравоохранения // Всероссийский криминологический журнал. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinatsiya-korruptsionnyh-prestupleniy-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 27.11.2022).
[стр. 194]

Отмеченные выше особенности, характеризующие мотивацию работников сферы здравоохранения, являющихся субъектами служебных преступлений, принципиально отличают их от типа общеуголовного корыстного преступника, преследующего в качестве единственной цели противоправное получение только материальной выгоды.
Представляется целесообразным определить критерии типологизации рассматриваемых нами преступников.
На основе указанных выше признаков (в первую очередь отражающих отношение индивида к социальным и духовным ценностям) представляется возможным изложить дифференцированную типологию личности субъектов
служебных преступлений, совершаемых в сфере медицины.
Полагаем, что по указанному критерию можно выделить следующие виды анализируемой категории лиц: -лица, совершающие преступления в силу сложившихся обстоятельств
(материальные и бытовые проблемы, корпоративная солидарность, влияние коллективных этических установок и позиции руководства, неблагоприятная служебная ситуация; влияние носителей антиобщественных взглядов, личные интересы, родственные отношения и т.
п.), при общей законопослушной ориентации личности; лица с неустойчивыми моральными и нравственными ориентирами, совершающие преступления под воздействием совокупности внешних факторов
(провоцирующая нарушение закона благоприятная ситуация, использование отсутствия контроля со стороны ответственных лиц, поступившие от заинтересованных лиц предложения небескорыстно нарушить закон, уверенность в своей безнаказанности и т.
п.); -лица с выраженной
антиобщественной ориентацией, совершающие преступления с использованием благоприятных использованием созданных ими же условий.
внешних условий либо с Предложенная классификация типов личности субъектов, совершающих служебные преступления в сфере здравоохранения, носит достаточно условный характер, не претендует на полноту и исключительность.
«Любое 194
[стр. 181]

181 Весьма часто субъекты рассматриваемых преступлений утверждают, что совершают противоправные действия для решения практических вопросов, которые без нарушения предписаний норм закона разрешить невозможно.
При этом в каждом конкретном случае виновный знает, что конфликт его личных или корпоративных интересов и интересов общества или государства имеется, и своими поступками он нарушает уголовно-правовые запреты, поэтому мотив в этом случае надо искать в том, в чем именно заключен для преступника смысл противоправных действий, что лично он выигрывает, совершая их.
Именно поэтому мотивом для преступного поведения субъекта часто являются не ложно понятые интересы службы, а определенная польза для себя.
У лица есть потребность улучшения своего социального статуса, подтверждения своей значимости, профессионализма, боязнь быть низвергнутым или уничтоженным сложившейся в конкретном учреждении и в здравоохранении в целом системой.
Последнее объясняет, подпадая почему определенная часть врачей, их других медицинских работников под влияние окружающих сослуживцев, постепенно втягивается в орбиту нелегальных взаимоотношений, хотя по своим личностным характеристикам эти лица изначально не собирались нарушать закон .
Отмеченные выше особенности, характеризующие мотивацию работников сферы здравоохранения, являющихся субъектами
коррупционных корыстного преступлений, преступника, принципиально отличают преследующего материальной 349 их от типа общеуголовного в качестве единственной цели противоправное получение только выгоды .
Представляется целесообразным определить критерии типологизации рассматриваемых нами преступников.
На основе указанных выше признаков (в первую очередь, отражающих отношение индивида к социальным и духовным ценностям), представляется возможным изложить дифференцированную типологию личности субъектов
коррупционных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения.
Полагаем, что по указанному критерию можно выделить следующие виды анализируемой категории лиц: лица, совершающие
и бытовые преступления проблемы, в силу сложившихся обстоятельств влияние (материальные корпоративная солидарность, См.: Эминов В.Е., Максимов СВ., Мацкевич И.М.
Коррупционная преступность и борьба с ней: Учеб.
пособие по курсу «Криминология» для высших учебных юрид.
заведений.
М.: Юрист, 2001.
С.
32.
349 Корыстные, насильственные и иные типы преступников довольно полно представлены в юридической литературе (См., напр.: Игошев К.Е.
Указ.
раб.
С.
55).
348

[стр.,182]

182 коллективных этических установок и позиции руководства, неблагоприятная служебная ситуация; влияние носителей антиобщественных взглядов, личные интересы, родственные отношения и т.п.), при общей законопослушной ориентации личности; лица, с неустойчивыми моральными и нравственными ориентирами, факторов совершающие преступления под воздействием совокупности внешних (провоцирующая нарушение закона благоприятная ситуация, использование отсутствия контроля со стороны ответственных лиц, поступившие от заинтересованных лиц предложения небескорыстно нарушить закон, уверенность в своей безнаказанности и т.п.); лица, с выраженной коррупционной ориентацией личности, совершающие преступления с использованием благоприятных внешних условий, либо с использованием созданных ими же условий.
Предложенная классификация типов личности субъектов, совершающих
коррупционные преступления в сфере здравоохранения носит достаточно условный характер, не претендуют на полноту и исключительность.
«Любое криминологическое исследование личности не может дать исчерпывающих ответов на сложнейший комплекс проблем деятельности человека, особенно, носящей противоправный характер.
Она лишь фиксирует объективно существующие типы людей, сознательно выбирающих тот или иной вариант своего поведения исходя из внутренней установки и внешних факторов (обстоятельств)» Резюмируя .
полагаем, что субъекты коррупционных вышеизложенное, преступлений, могут быть охарактеризованы следующими чертами: в подавляющем большинстве случаев субъектами рассматриваемых преступлений были лица мужского пола (79%) и лишь незначительную часть (21%) составили женщины (эти цифр не связаны с общей тендерной структурой работающих в сфере здравоохранения лиц, но отражают то обстоятельство, что традиционно в самых коррупциогенных и взяткоемких областях здравоохранения преобладают (хирургия, онкология, кардиология, управление здравоохранением); среди анализируемой группы субъектов традиционно преобладают лица мужчины среднего возраста от 30 до 50 лет, составлявшие большую часть осужденных за Демидов Ю Н Указ раб С 155

[стр.,200]

200 повышенная латентность совершаемых медицинскими работниками коррупционных преступлений в сфере здравоохранения; • корпоративная солидарность медицинских работников; отсутствие статистической отчетности по коррупционным преступлениям сферы здравоохранения; • пробельность в законодательном регулировании сферы здравоохранения: отсутствие систематизации, дублирование материала, противоречия между нормами различных правовых актов, многочисленные отсылочные нормы; активное здравоохранения.
Выявлены признаки, характеризующие личность преступника, совершающего коррупционные преступления в сфере здравоохранения: а) наличие атрибутов внешней респектабельности впечатление и и добропорядочности, подразумевающих участие граждан в коррумпировании российского создающих благоприятное формально законопослушность, а также предполагающих высокий социальный статус субъекта; б) развитый интеллект, высокий уровень образования и профессиональной подготовки; в) в основном, хорошее знание законодательства, регулирующего сферу их деятельности; г) наличие склонности к сочетанию законных и противоправных методов при осуществлении своих профессиональных и должностных обязанностей; д) высокие жизненные (материальные) стандарты и целевая установка на их достижение; е) наличие специфических личностных качеств значительного самомнения, самоуверенности, цинизма в отношении к другим людям, карьеристских устремлений, стремления к достижению лидирующих позиций в профессии, невзирая на способы.
Обоснована типология личности преступника, совершающего коррупционные преступления в сфере здравоохранения: лица, совершающие преступления в силу сложившихся обстоятельств при общей законопослушной ориентации личности; лица, с неустойчивыми моральными и нравственными ориентирами, совершающие преступления под воздействием совокупности внешних факторов;

[Back]