Проверяемый текст
Никитина Илона Олеговна. Преступления в сфере здравоохранения (Диссертация 2007)
[стр. 72]

Согласно Уставу врачебному к лицам, осуществляющим врачебную деятельность, относились также инспектор врачебной управы; члены врачебной управы; уездные и городовые врачи.
На лиц, занимающих должности чиновников, налагались определенные ограничения.
Медицинским чиновникам дозволялось «занимать другие места, но не иначе, как только по учебной медицинской, ветеринарной или фармацевтической части, со строгим притом наблюдением, чтобы одна должность с другою не имела, в служебном отношении, ни малейшей связи и зависимости и чтобы дарованное медицинским званием преимущество, занимать в одно и то же время несколько должностей и пользоваться по оным жалованьем, отнюдь не служило поводом допущения по какой-либо неисправности»70.
При существенных нарушениях Устав отсылал к Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Согласно Уставу врачи несли ответственность за профессиональные и служебные преступления в зависимости от характера совершенного деяния.
Отделение седьмое Уложения «О нарушении уставов врачебных» включало нормы об ответственности за недозволенное и неправильное врачевание (ст.
870 — за явные, более или менее важные ошибки при врачевании; ст.
871.1 — за
вред здоровью, причиненный врачами, не имеющих на то право, при употреблении в процессе лечения ядовитых или сильнодействующих веществ; ст.
872-874 — за неявку к больным без особых препятствий; за неисполнение обязанностей врачами,
акушерами, повивальными бабками и т.
п.).
Согласно ст.
870 Уложения (ст.
122 Устава врачебного), когда «медицинским начальством будет признано, что врач, оператор, акушер или повивальная бабка по незнанию своего искусства делают явные, более или менее важные в оном ошибки, им воспрещается практика доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела.
Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный
вред здоровью, Устав врачебный.
Т.
XIII.
С.
25.
Ст.
136.
72
[стр. 19]

19 от других платы, свыше определенной законом»'''.
Статья 148 гласит: «Люди совершенное бедные, приходящие к врачам для испрошения или совета, или прописания лекарства, поручаются их человеколюбию и безмездному пособию».
Статья 88 Устава указывала, что «когда медицинским начальством будет признано, что врач, или оператор, или акушер, по незнанию своего искусства, делают явные, более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела.
Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный
здоровью вред, то виновный, буде он христианин, предается церковному покаянию, по распоряжению своего духовного начальства»'''.
Устав устанавливал также, что «врачи обязаны писать рецепты явственно, означая на них таким же образом ученое их звание, имя и фамилию, и наблюдать, чтобы лекарства были отпускаемы из аптек настоящего достоинства и по ценам, определенным в таксе»'^ Врачебные дела направляли для оценки во врачебные управы или в медицинский совет, которые и решали вопрос о привлечении врача к ответственности.
В отношении повивальных бабок Устав определял, что «повивальная бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы по должности своей призываема не была, невзирая на лица, тотчас являться, буде особыя законные причины ей в том не препятствуют, и, по прибытии к родильнице, поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения», «когда бабка будет позвана к такой родильнице, убогой или низкого состояния, у которой или только еще предстоят близкие роды или уже действительно начались, то она не должна, ежели в то же время потребуется какой богатой, почетной или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве по согласию родильницы оставить при ней вместо себя другую присяжную и искусную бабку»'^.
" Устав Врачебный.
Том XIII.
С.17.
Ст.
89.
'"Там же.
С .
16.-Ст.
88.
"Там же.
С .
16.-Ст.
87.
'^ Там же.
C .
2 1 2 2 .
C T .
117,118.


[стр.,20]

20 Устав разрешал медицинским чиновникам «иметь право занимать другие места, но не иначе, как только по учебной медицинской, ветеринарной или фармацевтической части, со строгим притом наблюдением, чтобы одна должность с другою не имела, в служебном отношении, ни малейшей связи и зависимости и чтобы дарованное медицинским званием преимущество, занимать в одно и то же время несколько должностей и пользоваться по оным жалованьем, отнюдь не служило поводом допущения по какой-либо неисправности»'^.
Устав устанавливал: «первый долг всякого врача или акушера есть: быть человеколюбивым и во всяком случае готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым.
Посему каждый не оставивший практики врач, акушер, оператор и т.п.
обязан по приглашению больных являться для подания им помощи»'^.
Таким образом.
Устав врачебный достаточно полно и детально устанавливал структуру организации врачебной деятельности, что позволяло четко определять права и обязанности того или иного медицинского работника.
Согласно Уставу врачебному, к лицам, осуществляющим врачебную деятельность, относились:
инспектор врачебной управы; члены врачебной управы; уездные и городовые врачи; уездные фельдшеры; лекарские ученики; акушеры; фармацевты (аптекарские ученики, провизор, аптекарь); оператор (лицо производящее операцию); дантисты и зубные врачи; старшие и младшие повивальные бабки; лица, занимающиеся вольною медицинскою практикой; судебные медики; ветеринарный помощник; ветеринар.
Устав определял общие и специальные (зависящие от вида деятельности) требования к медицинскому персоналу, устанавливал запреты на отдельные варианты поведения.
Устав выделял виды ответственности: дисциплинарную или уголовную, применяемые в зависимости от тяжести совершенного деяния.
Устав врачебный определял основные обязанности врачей и при существенных нарушениях их исполнения устанавливал ссылку на «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», утвержденное в 1845 г., переработан'Чстав Врачебный.
Том XIII.
-С.25.-Ст.
136.
'Чамже.
T O M X I I I .
C .
I 5 .
C T .
81.


[стр.,21]

21 ное и дополненное в 1885 г.
Уложение устанавливало следующую ответственность медицинских работников.
В отделении седьмом Уложения «О нарушении уставов врачебных» устанавливалась ответственность за недозволенное и неправильное врачевание (ст.
870 за явные, более или менее важные ошибки при врачевании; ст.
871 за
выдачу дозволения на врачебную практику лицам, не отвечающих законным требованиям; ст.
871' за вред здоровью, причиненный врачами, не имеющих на то право, при употреблении в процессе лечения ядовитых или сильнодействующих веществ; ст.ст.
872-874 -за неявку к больным без особых препятствий; за неисполнение обязанностей врачами,
акущерами, повивальными бабками и т.п.).
Так, например, признавался виновным доктор в неоказании помощи утопленнику, несмотря на вызов'^.
Также виновным считался врач хотя и явившийся к больному, но после получения вознаграждения за визит, захвативший и унесший с собою прописанный им рецепт^*^.
Признавалось преступлением недонесение врачом или акушером надлежащему начальству о замеченных им упущениях, беспорядках и злоупотреблениях фармацевтов, причинивших или могущих причинить вред больному (ст.875); требование платы за труды врачом, акушером, повивальной бабкой от неимущих больных, находящихся в закрепленной за ними части города, уезда или ведомства, или же от других платы свыше определенной законом (ст.
876); проведение повивальной бабкой операции при трудных родах без акушера или врача, если их можно было вызвать (ст.
877); произведение повивальной бабкой, хотя и без умысла, преждевременного от беременности разрешения (ст.
878); недонесение повивальной бабкой о прошении кем-либо о преждевременном разрешении от беременности (ст.
879); недонесение повивальной бабкой врачу о рождении урода (ст.
880); недонесение или несвоевременное донесение о смерти родильницы, не разрешившейся от бремени, если можно было спасти младенца, за нарушение правил об учреждении аптек (ст.
881-883); нарушение правил о внутреннем устройстве и управлении аптек (ст.
884-891 Уложения); нарушеУложение о наказаниях уголовных и исправительных, 1885.
С.
622.
Там же.

[Back]