человека через создание универсальных кодексов и их реализацию в системах духовной ориентации; б) обладать способностью к активному диалектическому взаимодействию со всеми сферами духовного мира личности, оказывать на них соответствующее влияние. Такой сферой в духовном мире личности в современных условиях становится сфера . ценностей и складывающаяся на ее основе система ценностных ориентаций. Соответственно и управление этим процессом на уровне общего, особенного, единичного составляет важнейшее направление духовного обновления личности. Однако, прежде чем раскрыть значение ценностей в жизнедеятельности человека и общества считаем необходимым подчеркнуть, что обновление духовного мира личности по" характеру * ' осуществления должно представлять процесс развития ее сфер с учетом их диалектического взаимодействия и взаимовлияния друг на друга; грубо -V говоря, с учетом "соответствия” между ними, которое, в свою очередь, представляет динамичное, изменяющееся явление. В этом и состоит суть I*’ методологических оснований подхода к проблеме обновления духовного мира личности. Дело другое как реально этот процесс осуществляется. Это вопрос всех вопросов: наука сегодня еще находится в состоянии осознания и поиска подходов к формированию духовного человека. В контексте нашей работы важным представляется положение: вольное или невольное игнорирование диалектики сфер духовного мира, а также несвоевременное реагирование на характер ее проявления в системе мотивации и деятельности личности может привести (и приводит) к “разбалансировке” способности человека целостно осознавать и адекватно реагировать на воздействия внешнего и внутреннего мира. Это в итоге может выражаться в нарушении “устойчивости” субъект-объектного взаимодействия. 100 |
150 решения теоретических и практических задач духовного обновления личности, а в конечном итоге придать этому процессу управляемый характер. Сложность решения данной задачи связана с тем, что сегодня в реальной жизни проявляется множество различных противоречий в системах субъектобъектных отношений и взаимодействий и поэтому реально осуществить всестороннее и гармоничное развитие общества и личности не представляется возможным. Кроме того, до сих пор не утихают дискуссии о том, какую сферу “брать” в духовном мире человека в качестве основного средства и объекта воздействия, через которую и посредством которой можно наиболее эффективно решать задачи духовного обновления в современных условиях. Однако прежде чем определить эту сферу, следует уточнить наши требования, предъявляемые к ней: какой она должна быть, что должна выражать, на что должна быть направлена? Без ответа на эти вопросы нельзя говорить не только о предметности самого феномена, но и в целом, о понятии “духовное обновление”. Речь идет о том, с помощью чего и через что в конкретно-исторических условиях можно наиболее целостно влиять на личность, прежде всего на формирование целостного личностного модусамировоззрения, идеалов, убеждений, мотивов, целей, интересов, оценочных критериев, потребностей и так далее, то есть всего того, из чего складывается не только социально ориентированная личность, но и ее отношение к миру, обществу, к другим людям, самому себе. Соответственно эта сфера должна: а) целостно выражать доминанты современной эпохи, прежде всего те, которые определяют (и определяются) изменившимся местоположением человека в мире. В настоящее время суть таких доминант состоит в коррекции мировоззрения, идеалов и деятельности на сохранение самого человека через создание универсальных кодексов и их реализацию в системах духовной ориентации; б) обладать способностью к активному диалектическому взаимодействию со всеми сферами духовного мира личности, оказывать на 151 них соответствующее влияние. Такой сферой в духовном мире личности в современных условиях становится сфера ценностей и складывающаяся на ее основе система ценностных ориентаций. Соответственно и управление этим процессом на уровне общего, особенного, единичного составляет важнейшее направление духовного обновления личности. Однако, прежде чем раскрыть значение ценностей в жизнедеятельности человека и общества считаем необходимым подчеркнуть, что обновление духовного мира личности по характеру осуществления должно представлять процесс развития ее сфер с учетом их диалектического взаимодействия и взаимовлияния друг на друга; грубо говоря, с учетом "соответствия" между ними, которое, в свою очередь, представляет динамичное, изменяющееся явление. В этом и состоит суть методологических оснований подхода к проблеме обновления духовного мира личности. Дело другое как реально этот процесс осуществляется. Эго вопрос всех вопросов: наука сегодня еще находится в состоянии осознания и поиска подходов к формированию духовного человека. В связи с этим важным представляется положение о том, что "вольное или невольное игнорирование диалектики сфер духовного мира, а также несвоевременное реагирование на характер ее проявления в системе мотивации и деятельности личности может привести (и приводит) к “разбалансировке” способности человека целостно осознавать и адекватно реагировать на воздействия внешнего и внутреннего мира"6. Это в итоге может выражаться в нарушении “устойчивости” субъект-объектного взаимодействия. Даже в рамках одной и той же сферы духовного мира, например, социально-культурной, также важно следовать идее всестороннего развития и не отдавать предпочтения, скажем, идеологическому воздействию, принижая значение этического, эстетического, научного и так далее. Как и наоборот. К чему это может привести (и уже привело) об этом еще будет идти речь в |