Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 105]

л/ Розов, может стать пространством мировоззрения будущего .
Ценностное сознание представляется при этом как максимально широкое, плюралистическое в сферах религиозных, идеологических, социальных, культурных, экономических, национальных и прочих ценностей.
На основе достигаемых соглашений оно твердо стоит на страже общезначимых ценностей витальных и гражданских прав человека, а также всех необходимых условий (политико-правовых, социально-экономических, экологических) для обеспечения этими правами современного и всех будущих поколений людей.
Это позволяет говорить о ценностном сознании как возможной глобальной этике новой истории эпохи, в которой сохраняется разнообразие сознания и поведения людей и сообществ96
97.
Однако тезис о том, что ценности должны лежать в основе той или иной проблематики, требует своего обоснования98.
В ценностном познании необходимо понимание и
объяснение новых перспектив видения вещей, способов их констатации и каузального объяснения к движению научного знания в направлении к все более полной его оптимизации сообразно нуждам и целям человека.
“Так как ценности предназначены для удовлетворения потребностей и являются продуктами производства, они опосредуют взаимодействия людей в их жизни; абстрактных, не опосредованных ценностями связей людей не существует или почти не существует”99.
Вместе с тем, чтобы с должным основанием говорить о роли, месте и особенностях реализации ценностей в духовном мире личности, необходимо обратиться к истории вопроса, то есть к тому изначальному, когда проблема
96 Розов Н.С.
Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе).
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
1993.
С.
63.

97 См.: Там же.
С.
78-80.
п Там же.
С.
63.
99 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф.
Смысл жизни и личность.
Новосибирск: Наука.
Сиб.
отд-ние., 1989.
С.
15.
104
[стр. 154]

154 проявляется в поступках и поведении человека.
С другой стороны, духовное обновлениеэто сознательно управляемый процесс через обучение и воспитание личности ( по крайней мере так должно быть) на основе научно обоснованных выводов и решений в целях: формирования и развития качеств личности, необходимых ей для успешной жизни и деятельности; выработки способности у личности к своевременному реагированию на изменяющиеся обстоятельства жизнедеятельности и условия воспитания; приобщения личности к духовным ценностям, роста ее духовности, приобретения ею новых социальных качеств богатого духовного содержания; всестороннее развитие человека, прежде всего, его способности активно и целостно отражать и осваивать объективно развивающийся внешний мир.
Содержание решения задач духовного обновления, с учетом определяющей сферы духовного мира человека, предполагает обращение к проблеме ценностного сознания, которое, как справедливо замечает Н.С.
о Розов, может стать пространством мировоззрения будущего .
Ценностное сознание представляется при этом как максимально широкое, плюралистическое в сферах религиозных, идеологических, социальных, культурных, экономических, национальных и прочих ценностей.
На основе достигаемых соглашений оно твердо стоит на страже общезначимых ценностей витальных и гражданских прав человека, а также всех необходимых условий (политико-правовых, социально-экономических, экологических) для обеспечения этими правами современного и всех будущих поколений людей.
Это позволяет говорить о ценностном сознании как возможной глобальной этике новой истории эпохи, в которой сохраняется разнообразие сознания и поведения людей и сообществ.

Однако тезис о том, что ценности должны лежать в основе той или иной проблематики, требует своего обоснования.
В ценностном познании необходимо понимание и


[стр.,155]

155 объяснение новых перспектив видения вещей, способов их констатации и каузального объяснения к движению научного знания в направлении к все более полной его оптимизации сообразно нуждам и целям человека.
“Так как ценности предназначены для удовлетворения потребностей и являются продуктами производства, они опосредуют взаимодействия людей в их жизни; абстрактных, не опосредованных ценностями связей людей не существует или почти не существует”9.
Вместе с тем, чтобы с должным основанием говорить о роли, месте и особенностях реализации ценностей в духовном мире личности, необходимо обратиться к истории вопроса, то есть к тому изначальному, когда проблема
ценностей стала предметом философии.
Через понимание прошлого и сегодняшнего, на наш взгляд, повышается степень и значимость аргументации в пользу ценностей как парадигмы нашей эпохи, а соответственно и «основного звена» в системе духовного обновления личности во всех формах и видах деятельности.
Изучение литературы показывает, что первые положения философской теории ценностей появляются во второй половине прошлого века в неокантианстве (В.
Виндельбанд, Г.
Риккерт и другие)10.
Теория ценностей (аксиология) как определенное направление в западной философии сформировалось в 20 50-х годах нашего столетия в трудах некоторых немецких и американских философов (М.
Шелер, Н.
Гартман, Р.Б.
Перри, С.Пеппер и другие).
В последующие годы разрабатывались некоторые прикладные аспекты теории ценностей, главным образом в области этики в связи с истолкованием категорий добра и зла.
В системе марксисткой философии научная теория ценностей, её основные проблемы и методы их решения интенсивно обсуждались в 60-70-х г.г.
В те годы появилось много книг и статей, трактовавших общие проблемы теории ценностей и её применение в теории культуры, этики, эстетики, науковедении с сопутствующей критикой западных аксиологических концепций, в которых,

[стр.,273]

274 науки.
1994.
№ 1.
С.
85.
16.Цит.
по: Русская идея.
М., 1992.
С.
311-312.
17.
Зеньковский В.В.
Сборник памяти Семена Людвиговича Франка.
Мюнхен, 1954.
С.
83.
18.
Франк С.Л.
Духовные основы общества.
М.: Республика.
1992.
С.
74.
19.Указ.
соч.
С.
75.
20.
См.
подробнее: Лихачев Д.С.
Культура как целостная среда.
// Новый мир.
1994.
№ 8; Лихачев Д.С.
Русская культура в современном мире.
// Новый мир.
1991.
№ 1.
21.
Лихачев Д.С.
Раздумья.
М., 1991.
С.
201-202.
22.
Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра: Основы этики; характер русского народа.
М., 1991.
С.
24.
23.
Русский путь.
Изд.
Статья.
В кн.: Н.А.
Бердяев: рго е! соп!га.
Кн.
1.
/ Сост.
вступ.
ст.
и примечание А.А.
Ермичева.
СПб: РЛГИ, 1994.
С.
5.
К главе III: Параграф 1 1.См.: Вестник Моек, ун-та.
Сер.
7.
Философия.
1984.
№ 2.
С.
13.
2.
См.
например: Уледов А.К.
Духовное обновление общества.
М.: Мысль, 1990; Грузков В.Н.
Указ соч.
С.
122-137.
Эти и другие работы во многом являются методологическим основанием для изучения проблем духовного обновления личности и общества.
3.
Большой энциклопедический словарь.
Т.
2.
С.
53.
4.
См.
более подробно: Грузков В.Н.
Указ.
соч.
С.
124.
5.
Бердяев Н.А.
Философия свободного духа.
М.: Республика, 1994.
С.
122.
6.
Грузков В.Н.
Указ.
соч.
С.
128-129.
7.
См.: Камю А.
Указ.
соч.
С.
155.
8.
Розов Н.С.
Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе).
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
1993.
С.
63.

[Back]