ценностей стала предметом философии. Через понимание прошлого и сегодняшнего, на наш взгляд, повышается степень и значимость аргументации в пользу ценностей как парадигмы нашей эпохи, а а соответственно и «основного звена» в системе духовного обновления личности во всех формах и видах деятельности. Изучение литературы показывает, что первые положения философской теории ценностей появляются во второй половине прошлого века в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие)100. Теория ценностей (аксиология) как определенное направление в западной философии сформировалось в 20 50-х годах нашего столетия в трудах некоторых немецких и американских философов (М. Шелер, Н. Гартман, Р.Б. Перри, С.Пеппер и другие). В последующие годы разрабатывались некоторые прикладные аспекты теории ценностей, главным образом в области этики в связи с истолкованием категорий добра и зла. В системе марксисткой философии научная теория ценностей, её основные проблемы и методы их решения интенсивно обсуждались в 60-70-х г.г. В те годы появилось много книг и статей, трактовавших общие проблемы теории ценностей и её применение в теории культуры, этики, эстетики, науковедении с сопутствующей критикой западных аксиологических концепций, в которых, дескать, излагаются идеалистические представления I о некоем автономном «царстве ценностей», якобы возвышающемся над «сущими» явлениями действительности. Потребность в разработке и оформлении «философии ценностей» в особую отрасль знания была не случайной. Она была продиктована рядом причин. В первую очередь среди них называются факторы гносеологического порядка: в 60-е годы прошлого века активный 100 См. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903; он же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; он же. Два пути теории познания. // Новые идеи в философии: Сб. 7. СПб., 1913; Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1910. 105 |
155 объяснение новых перспектив видения вещей, способов их констатации и каузального объяснения к движению научного знания в направлении к все более полной его оптимизации сообразно нуждам и целям человека. “Так как ценности предназначены для удовлетворения потребностей и являются продуктами производства, они опосредуют взаимодействия людей в их жизни; абстрактных, не опосредованных ценностями связей людей не существует или почти не существует”9. Вместе с тем, чтобы с должным основанием говорить о роли, месте и особенностях реализации ценностей в духовном мире личности, необходимо обратиться к истории вопроса, то есть к тому изначальному, когда проблема ценностей стала предметом философии. Через понимание прошлого и сегодняшнего, на наш взгляд, повышается степень и значимость аргументации в пользу ценностей как парадигмы нашей эпохи, а соответственно и «основного звена» в системе духовного обновления личности во всех формах и видах деятельности. Изучение литературы показывает, что первые положения философской теории ценностей появляются во второй половине прошлого века в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие)10. Теория ценностей (аксиология) как определенное направление в западной философии сформировалось в 20 50-х годах нашего столетия в трудах некоторых немецких и американских философов (М. Шелер, Н. Гартман, Р.Б. Перри, С.Пеппер и другие). В последующие годы разрабатывались некоторые прикладные аспекты теории ценностей, главным образом в области этики в связи с истолкованием категорий добра и зла. В системе марксисткой философии научная теория ценностей, её основные проблемы и методы их решения интенсивно обсуждались в 60-70-х г.г. В те годы появилось много книг и статей, трактовавших общие проблемы теории ценностей и её применение в теории культуры, этики, эстетики, науковедении с сопутствующей критикой западных аксиологических концепций, в которых, 156 дескать, излагаются идеалистические представления о некоем автономном «царстве ценностей», якобы возвышающемся над «сущими» явлениями действительности. Потребность в разработке и оформлении «философии ценностей» в особую отрасль знания была не случайной. Она была продиктована рядом причин. В первую очередь среди них называются факторы гносеологического порядка: в 60-е годы прошлого века активный последователь И. Канта Р. Лотце, «выделил» значимость объекта в отличие от его существования. Однако ограничиваться данной констатацией явно недостаточно. Роль и место ценностей в жизнедеятельности личности и общества глубже раскрывается и осознается, если выделить и факторы, и обстоятельства социального порядка: развитие цивилизации вызвало наступление на человека и его сущностные силы, вытесняло их из контекста собственной истории. Этот процесс все более зримо проявляется вместе с началом и развитием эпохи машин и индустриальных технологий, усложняющихся и ускоряющихся социальных катаклизмов, мировых войн и революций, глобальных экологических проблем, качественного роста систем истребления человека. Складывающаяся ситуация в теории, на практике вела к превращению личности из цели в средство. Эту тенденцию наиболее последовательно выделил И. Кант, он обратился к каждому в отдельности человеку с призывом, чтобы тот «относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” п. Эта идея по-своему трансформируется в размышлениях английского экономиста Д. Рикардо. В частности, К. Маркс особо выделял его мысли о том, что производство не должно развиваться ради производства. Оно должно быть ничем иным, как развитием богатства человеческой природы и иметь это в качестве самоцели12. Не менее определенно по этому поводу высказывались и неокантианцы. Следуя своему учителю, они стремились в "философии ценностей" 275 9. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние., 1989. С. 15. 10. См. Рикксрт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903; он же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; он же. Два пути теории познания. // Новые идеи в философии: Сб. 7. СПб., 1913; Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1910. 11.Кант И. Соч.: В 6-ти т. Т. 4. ч. I. С. 270. 12.См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. ч. 2. С. 123. 13. См.: Виндельбанд. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2 От Канта до Ницше СПб., 1913. С. 387. 14.Там же. 15. См.: Виндельбанд В. Прелюдии: Философские статьи и речи. СПб, 1904. С. 113,206. 16. Более подробно об этом см.: Социальное познание и управление. / Под ред. С.И. Попова, Б.И. Сюсюкалова. М.: Мысль, 1983. С. 36-63; Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. В кн.: Философия и ее место в культуре. Сб. Научн. трудов. Новосибирск: Наука, сиб. отд-ние, 1990. С. 75-88. 17.См.: Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994. С. 287-2 18. См. более подробно об этом: Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре... Указ. соч. С. 75-88. Параграф 2 1.Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. С. 14. 2. См.: Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, 1995. С. 6. 3. Зинченко В.П. Духовность, художественное творчество, нравственность. // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 9. 4. Библер В.С. Указ. соч. С. 289-290. 5. См.: Мамонтов С.П. Указ. соч. С. 46. |