Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 108]

существовать не иначе, как учение об общезначащих ценностях103.
И здесь вовсе не важно какими соображениями они руководствовались, сознательно или интуитивно у них это получилось.
При всех "за" и "против" бесспорным видится одно: неокантианцы сформировали не просто ценностную точку зрения на эпоху и
ее изменения, они выдвинули идеи нового мировоззрения и миропонимания.
Динамика такого рода исторического развития, пожалуй ближе всех к осмыслению сути вопроса привела В.
Виндельбанда.
Первоочередная заслуга его в том, что он одним из первых обозначил общие контуры философской проблематики, а в определенной мере и задачи философии в изучении ценностей.
Суть последних состоит в постижении "общезначимых ценностей", которые образуют общий план функционального проявления культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности.
Но ценности философия должна описывать и объяснять лишь с той’ целью, чтобы отдавать отчет в их значении.
Философия должна их рассматривать не как факты, а как
нормы104 и доводить до сознания людей только те нормы, от которых зависит ценность и значение всякого мышления.
Тем самым философ выступает против ценностного релятивизма и связывает ценностное отношение, его необходимость с долженствованием, а саму ценность для человека он рассматривает как "обязанность" и необходимость во всеобщем и обязательном
признании105.
Трудно согласиться и со всеми положениями западной "философии ценностей".
Для нее ценности имеют как бы "внебытийное существование" и находятся вне объекта и субъекта; или, наоборот, они заключены в экзистенциальном смысле существования человека.
Ценности выступают
103 См.: Виндельбанд.
История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками.
Т.
2 От Канта до Ницше СПб., 1913.
С.
387.

,(МТам же.
103 См.: Виндельбанд В.
Прелюдии: Философские статьи и речи.
СПб, 1904.
С.
113,206.

107
[стр. 157]

157 определить "цену" всего происходящего и, прежде всего, самого человека.
По словам В.
Виндельбанда, для них с самого начала речь шла о выработке новой философской науки о том, что сама философия может существовать не иначе, как учение об общезначащих ценностях13.
И здесь вовсе не важно какими соображениями они руководствовались, сознательно или интуитивно у них это получилось.
При всех "за" и "против" бесспорным видится одно: неокантианцы сформировали не просто ценностную точку зрения на эпоху и
се изменения, они выдвинули идеи нового мировоззрения и миропонимания.
Динамика такого рода исторического развития, пожалуй ближе всех к осмыслению сути вопроса привела В.
Виндельбанда.
Первоочередная заслуга его в том, что он одним из первых обозначил общие контуры философской проблематики, а в определенной мере и задачи философии в изучении ценностей.
Суть последних состоит в постижении "общезначимых ценностей", которые образуют общий план функционального проявления культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности.
Но ценности философия должна описывать и объяснять лишь с той целью, чтобы отдавать отчет в их значении.
Философия должна их рассматривать не как факты, а как
нормы14 и доводить до сознания людей только те нормы, от которых зависит ценность и значение всякого мышления.
Тем самым философ выступает против ценностного релятивизма и связывает ценностное отношение, его необходимость с долженствованием, а саму ценность для человека он рассматривает как "обязанность" и необходимость во всеобщем и обязательном
признании15.
Трудно согласиться и со всеми положениями западной "философии ценностей".
Для нее ценности имеют как бы "внебытийное существование" и находятся вне объекта и субъекта; или, наоборот, они заключены в экзистенциальном смысле существования человека.
Ценности выступают
как или иная общезначимость, имеющая чисто субъективное или объективное происхождение.
Они представляются здесь в форме опыта постижения

[стр.,274]

275 9.
Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф.
Смысл жизни и личность.
Новосибирск: Наука.
Сиб.
отд-ние., 1989.
С.
15.
10.
См.
Рикксрт Г.
Границы естественнонаучного образования понятий.
СПб., 1903; он же.
Науки о природе и науки о культуре.
СПб., 1911; он же.
Два пути теории познания.
// Новые идеи в философии: Сб.
7.
СПб., 1913; Виндельбанд В.
Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия.
М., 1910.
11.Кант И.
Соч.: В 6-ти т.
Т.
4.
ч.
I.
С.
270.
12.См.: Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
26.
ч.
2.
С.
123.
13.
См.: Виндельбанд.
История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками.
Т.
2 От Канта до Ницше СПб., 1913.
С.
387.

14.Там же.
15.
См.: Виндельбанд В.
Прелюдии: Философские статьи и речи.
СПб, 1904.
С.
113,206.

16.
Более подробно об этом см.: Социальное познание и управление.
/ Под ред.
С.И.
Попова, Б.И.
Сюсюкалова.
М.: Мысль, 1983.
С.
36-63; Крюков В.В.
Феномен ценностей в культуре.
В кн.: Философия и ее место в культуре.
Сб.
Научн.
трудов.
Новосибирск: Наука, сиб.
отд-ние, 1990.
С.
75-88.
17.См.: Лосский Н.О.
Ценность и бытие // Бог и мировое зло.
М., 1994.
С.
287-2 18.
См.
более подробно об этом: Крюков В.В.
Феномен ценностей в культуре...
Указ.
соч.
С.
75-88.
Параграф 2 1.Кертман Л.Е.
История культуры стран Европы и Америки.
М., 1987.
С.
14.
2.
См.: Культурология.
История мировой культуры.
/ Под ред.
А.Н.
Марковой.
М.: Культура и спорт, 1995.
С.
6.
3.
Зинченко В.П.
Духовность, художественное творчество, нравственность.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
9.
4.
Библер В.С.
Указ.
соч.
С.
289-290.
5.
См.: Мамонтов С.П.
Указ.
соч.
С.
46.

[Back]