как или иная общезначимость, имеющая чисто субъективное или объективное происхождение. Они представляются здесь в форме опыта постижения действительности, как автономный мир духовных сущностей, независимых от человека и человечества (что близко по своей сути к неотомистскому персонализму), "вне зависимости от действующих человека 1 Л/* и общества" . Вместе с тем, западная "философия ценностей" имеет и свои достоинства. Само существо вопроса было обогащено духовными исканиями истинного знания о ценностях. Проблема ценностей здесь реально представлена как проблема философии, а вместе с этим определена ее актуальность для человека и цивилизации. Исследование ценностей имело место и в русской философии. В ее традиции ценности рассматриваются в контексте духовности человека, имеющей высший религиозный смысл. В то же время в их понимание вкладывалась идея этического императива, нравственного служения и долженствования. Особенно важно, что абсолютно положительная ценность здесь несет характер добра в любых отношениях субъекта. Она есть добро сама по себе и в своих следствиях, необходимо вытекающих из нее, тогда как относительно положительная ценность имеет характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов. В каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло или необходимо связана со злом106 107. Особый интерес представляют идеи русской социальной философии о ценностях. Ценности здесь как бы увязываются с социальной деятельностью человека, его духовным миром как источником внутренней активности и способности оценивать и действовать в соответствии с требованиями 106 Более подробно об этом см.: Социальное познание и управление./ Под ред. С.И. Попова, Б.И. Сюсюкалова. М.: Мысль, 1983. С. 36-63; Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. В кн.: Философия и ее место в культуре. Сб. Научн. трудов. Новосибирск: Наука, сиб. отд-ние, 1990. С. 75-88. 107 См.: Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994. С. 287-290. 108 |
158 действительности, как автономный мир духовных сущностей, независимых от человека и человечества (что близко по своей сути к неотомистскому персонализму), "вне зависимости от действующих человека и общества"16. Вместе с тем, западная "философия ценностей" имеет и свои достоинства. Само существо вопроса было обогащено духовными исканиями истинного знания о ценностях. Проблема ценностей здесь реально представлена как проблема философии, а вместе с этим определена ее актуальность для человека и цивилизации. Исследование ценностей имело место и в русской философии. В ее традиции ценности рассматриваются в контексте духовности человека, имеющей высший религиозный смысл. В то же время в их понимание вкладывалась идея этического императива, нравственного служения и долженствования. Особенно важно, что абсолютно положительная ценность здесь несет характер добра в любых отношениях субъекта. Она есть добро сама по себе и в своих следствиях, необходимо вытекающих из нее, тогда как относительно положительная ценность имеет характер добра лишь в какомлибо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов. В какомлибо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло или необходимо связана со злом17. Особый интерес представляют идеи русской социальной философии о ценностях. Ценности здесь как бы увязываются с социальной деятельностью человека, его духовным миром как источником внутренней активности и способности оценивать и действовать в соответствии с требованиями ценностей. Предметом ценностного значения могут также быть явления нравственного, научного, эстетического и так далее порядка, и они могут соответственно представляться как ценности нравственные, научные, эстетические и так далее. При этом само ценностное значение выражает то свойство явления, которое заставляет нас стремиться к нему, делает для нас данное явление не только объектом познания, но и объектом известного 275 9. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние., 1989. С. 15. 10. См. Рикксрт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903; он же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; он же. Два пути теории познания. // Новые идеи в философии: Сб. 7. СПб., 1913; Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1910. 11.Кант И. Соч.: В 6-ти т. Т. 4. ч. I. С. 270. 12.См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. ч. 2. С. 123. 13. См.: Виндельбанд. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2 От Канта до Ницше СПб., 1913. С. 387. 14.Там же. 15. См.: Виндельбанд В. Прелюдии: Философские статьи и речи. СПб, 1904. С. 113,206. 16. Более подробно об этом см.: Социальное познание и управление. / Под ред. С.И. Попова, Б.И. Сюсюкалова. М.: Мысль, 1983. С. 36-63; Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. В кн.: Философия и ее место в культуре. Сб. Научн. трудов. Новосибирск: Наука, сиб. отд-ние, 1990. С. 75-88. 17.См.: Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994. С. 287-2 18. См. более подробно об этом: Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре... Указ. соч. С. 75-88. Параграф 2 1.Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. С. 14. 2. См.: Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, 1995. С. 6. 3. Зинченко В.П. Духовность, художественное творчество, нравственность. // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 9. 4. Библер В.С. Указ. соч. С. 289-290. 5. См.: Мамонтов С.П. Указ. соч. С. 46. |