Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 110]

ценностей.
Предметом ценностного значения могут также быть явления нравственного, научного, эстетического и так далее порядка, и они могут соответственно представляться как ценности нравственные, научные, эстетические и так далее.
При этом само ценностное значение выражает то свойство явления, которое заставляет нас стремиться к нему, делает для нас данное явление не только объектом познания, но и объектом известного
чувства или желания.
Речь идет о том, что ценности в русской социальной философии "измеряют” не только хозяйственное (экономическое) значение, но и духовно-практические явления жизнедеятельности общества и
человека108.
Можно сказать, что в русской социальной философии особо выделяется всеобщая значимость ценностей для человека и общества, а вместе с этим определяется их важнейшее "свойство" предметность, которая у личности вызывает то или иное предметное чувство, цель, стремление к их освоению, а вместе с этим и соответствующую активность.
Однако, на этом исследование проблем ценностей в русской социальной философии не заканчивается.
Они нашли свое дальнейшее и непосредственное продолжение и развитие в современной отечественной философии, других социально-экономических и гуманитарных дисциплинах.
Тем не менее, вопрос о роли ценностей в духовном обновлении социально-деятельного человека остается открытым и требует дальнейшего изучения через призму анализа общей концепции современной
■ науки и в первую очередь философии.
,0* См.
более подробно об этом: Крюков В.В.
Феномен ценностей в культуре...
Указ.
соч.
С.
75-88.
109
[стр. 158]

158 действительности, как автономный мир духовных сущностей, независимых от человека и человечества (что близко по своей сути к неотомистскому персонализму), "вне зависимости от действующих человека и общества"16.
Вместе с тем, западная "философия ценностей" имеет и свои достоинства.
Само существо вопроса было обогащено духовными исканиями истинного знания о ценностях.
Проблема ценностей здесь реально представлена как проблема философии, а вместе с этим определена ее актуальность для человека и цивилизации.
Исследование ценностей имело место и в русской философии.
В ее традиции ценности рассматриваются в контексте духовности человека, имеющей высший религиозный смысл.
В то же время в их понимание вкладывалась идея этического императива, нравственного служения и долженствования.
Особенно важно, что абсолютно положительная ценность здесь несет характер добра в любых отношениях субъекта.
Она есть добро сама по себе и в своих следствиях, необходимо вытекающих из нее, тогда как относительно положительная ценность имеет характер добра лишь в какомлибо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов.
В какомлибо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло или необходимо связана со злом17.
Особый интерес представляют идеи русской социальной философии о ценностях.
Ценности здесь как бы увязываются с социальной деятельностью человека, его духовным миром как источником внутренней активности и способности оценивать и действовать в соответствии с требованиями ценностей.
Предметом ценностного значения могут также быть явления нравственного, научного, эстетического и так далее порядка, и они могут соответственно представляться как ценности нравственные, научные, эстетические и так далее.
При этом само ценностное значение выражает то свойство явления, которое заставляет нас стремиться к нему, делает для нас данное явление не только объектом познания, но и объектом известного


[стр.,159]

159 чувства или желания.
Речь идет о том, что ценности в русской социальной философии "измеряют" не только хозяйственное (экономическое) значение, но и духовно-практические явления жизнедеятельности общества и
человека18.
Можно сказать, что в русской социальной философии особо выделяется всеобщая значимость ценностей для человека и общества, а вместе с этим определяется их важнейшее "свойство" предметность, которая у личности вызывает то или иное предметное чувство, цель, стремление к их освоению, а вместе с этим и соответствующую активность.
Однако, на этом исследование проблем ценностей в русской социальной философии не заканчивается.
Они нашли свое дальнейшее и непосредственное продолжение и развитие в современной отечественной философии, других социально-экономических и гуманитарных дисциплинах.
Тем не менее вопрос о роли ценностей в духовном обновлении социально-деятельного человека остается открытым и требует дальнейшего изучения через призму анализа общей концепции современной
науки и в первую очередь философии.
3.2.
Культура как первооснова духовного обновления личности и общества Культура и духовность всегда находились и находятся в центре внимания исследователей.
Среди них имена таких ученых, философов как: Н.А.
Бердяев, В.С.
Библер, Л.П.
Буева, Ю.П.
Вяземский, М.П.
Ершов, С.Н.
Иконников, Н.С.
Злобин, В.Ж.
Келле, М.С.
Каган, Д.С.
Лихачев, В.П.
Симонов, В.Г.
Федотова, С.Л.
Франк, А.И.
Черкизов, В.Н.
Шердаков и многие другие.
У каждого из них свое видение проблемы, свой аспект ее рассмотрения.
Несмотря на это, всех их объединяет одно и самое существенное: вне культуры нет, и не может быть духовности, так же как и духовность не может быть вне человека, вне культуры.
Духовное

[Back]