процессов в жизнедеятельности личности и общества. Суть проблемы находится в понимании диалектики материального и духовного, когда пренебрежение одним ведет к принижению, а следовательно к недооценке роли другого в общественной жизни. Нельзя не согласится с Д.П. Горским, который считает, что неоценимой заслугой марксизма является обоснование определяющей роли экономических структур и процессов, что позволило выявить одинаковые тенденции в различных странах и регионах, разработать и применить объективные научные методы109. Однако, марксизм, обнаружив экономическую обусловленность в общественном развитии, первенство экономических интересов и потребностей, в то же I время преувеличил их значимость в действительном развитии человека и общества. В основе различных по масштабам социальных движений лежат причины не только экономические, но и духовные. В этом смысле представляет собой интерес замечание Сартра о возможности вырождения теории в бесчеловеческую антропологию, если в нее не будет введен сам человек как ее фундамент110. Этот процесс может только усугубляться, если в сознание людей те или иные положения теории внедряются как обязательные параметры мышления и поведения. С марксизмом при всем неоднозначном к нему отношении сегодня произошло нечто подобное. Именно декларативность, идеологическая интерпретация и монополизация его отдельных положений как “истин на все времена” при игнорировании сути его же диалектики в оценке и анализе явлений общественной жизни привели к снижению, а то и утрате авторитета действительно ценного в нем. Вот почему важно осознавать на всех уровнях общественного управления, что в отличие от эконоглических, выявление “внутренних закономерностей духовной жизни сталкивается с большими трудностями, поскольку эта ■ 109 Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991. С. 111. 1,0 См.*. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. С. 223. 125 |
68 Весь вопрос в том, как это он делает? Во имя чего он этим занимается? Насколько продуманно осуществляется этот процесс? Насколько процессы социальной жизни отвечают целям разумного целостного осуществления человека? Насколько своевременно корректируются ориентации и поведение личности в пространственно-временном бытии людей? Все это имеет самое непосредственное отношение и определенное значение для практического освоения личностью реальной действительности. Отсюда перед обществом в качестве наиболее актуальных встают задачи адекватного осуществления и обеспечения подготовки личности к практическому освоению объективной реальности. Эти задачи включают целый комплекс мероприятий всех общественных институтов. Здесь же представляется возможным обозначить лишь наиболее значимые, имеющие самое непосредственное отношение к современной социальной философии. Во-первых, абсолютизация политико-экономического фактора в общественном развитии страны привела к откровенному принижению сути человека как целостности, к недооценки собственно духовного и духовных процессов в жизнедеятельности личности и общества. Суть проблемы находится в понимании диалектики материального и духовного, когда пренебрежение одним ведет к принижению, а следовательно к недооценке роли другого в общественной жизни. Нельзя не согласится с Д.П. Горским, который считает, что неоценимой заслугой марксизма является обоснование определяющей роли экономических структур и процессов, что позволило выявить одинаковые тенденции в различных странах и регионах, разработать и 21 применить объективные научные методы . Однако, марксизм, обнаружив экономическую обусловленность в общественном развитии, первенство экономических интересов и потребностей, в то же время преувеличил их значимость в действительном развитии человека и общества. В основе различных по масштабам социальных движений лежат причины не только экономические, но и духовные. В этом смысле представляет собой интерес 69 замечание Сартра о возможности вырождения теории в бесчеловеческую антропологию, если в нее не будет введен сам человек как ее фундамент22. Этот процесс может только усугубляться, если в сознание людей те или иные положения теории внедряются как обязательные параметры мышления и поведения. С марксизмом мри всем неоднозначном к нему отношении сегодня произошло нечто подобное. Именно декларативность, идеологическая интерпретация и монополизация его отдельных положений как «истин на все времена» при игнорировании сути его же диалектики в оценке и анализе явлений общественной жизни привели к снижению, а то и утрате авторитета действительно ценного в нем. Вот почему важно осознавать на всех уровнях общественного управления, что в отличие от экономических, выявление «внутренних закономерностей духовной жизни сталкивается с большими трудностями, поскольку эта сфера весьма многопараметрична и изменчива (ср. интересы, взгляды, желания, оценки, надежды, верования и т.п.), а ее различные параметры постоянно влияют друг на друга и подвержены воздействию множества случайных обстоятельств. Обнаружение инвариантов закономерного характера в такой сфере чрезвычайно затруднено» . Поэтому духовная сфера, духовный мир человека должны занимать сегодня приоритетное место в обществе. «Тот же, кто полагает, что народ якобы вообще лишен конкретной духовной сущности, а представляет собой лишь собирательное понятие, объединение отдельных людей, тот отрицает тем самым внутреннее духовное единство народа, и для него, следовательно сама тема национального мировоззрения беспредметна»24, как и бездуховна сама жизнь человека и его деятельности. Во-вторых, в условиях рыночной стихии первоначального накопления капитала продолжают углубляться и расширяться социально-экономические противоречия в стране. Под их влиянием нарастает относительность в критериях оценки качества той или иной деятельности, а вместе с этим повышается степень неуправляемости в общественных процессах, в том числе |