Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 126]

сфера весьма многопараметрична и изменчива (ср.
интересы, взгляды, желания, оценки, надежды, верования и т.п.), а ее различные параметры постоянно влияют друг на друга и подвержены воздействию множества случайных обстоятельств.
Обнаружение инвариантов закономерного характера в такой сфере чрезвычайно затруднено”111.
Поэтому духовная сфера, духовный мир человека должны занимать сегодня приоритетное место в обществе.

“Тот же, кто полагает, что народ якобы вообще лишен конкретной духовной сущности, а представляет собой лишь собирательное понятие, объединение отдельных людей, тот отрицает тем самым внутреннее духовное единство народа, и для него, следовательно сама тема национального мировоззрения беспредметна”112, как и бездуховна сама жизнь человека и его деятельности.
Во-вторых, в условиях рыночной стихии первоначального накопления капитала продолжают углубляться и расширяться социально-экономические противоречия в стране.
Под их влиянием нарастает относительность в критериях оценки качества той или иной деятельности, а вместе с этим повышается степень неуправляемости в общественных процессах, в том числе
и в духовных.
Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья потреблением, высших идеалов практицизмом,
1 духовности сухим рационализмом вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскудение, неуважение к себе и к другим.
Как писал Мольро, мы имеем дело с
“первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но неспособна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц”113.
Ему вторит X.
Ортега-иГассет: горька
“наша растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные идеологи, 1,1 См.: Горский Д.П.
Учение Маркса об обществе (Критический анализ).
М.: Наука, 1994.
С.
17.
112 Франк С.Л.
Смысл жизни.
// Вопросы философии.
1990.
№ 6.
С.
473 • 1,3 Камю А.
Бунтующий человек.
М., 1990.
С.
13.
126
[стр. 69]

69 замечание Сартра о возможности вырождения теории в бесчеловеческую антропологию, если в нее не будет введен сам человек как ее фундамент22.
Этот процесс может только усугубляться, если в сознание людей те или иные положения теории внедряются как обязательные параметры мышления и поведения.
С марксизмом мри всем неоднозначном к нему отношении сегодня произошло нечто подобное.
Именно декларативность, идеологическая интерпретация и монополизация его отдельных положений как «истин на все времена» при игнорировании сути его же диалектики в оценке и анализе явлений общественной жизни привели к снижению, а то и утрате авторитета действительно ценного в нем.
Вот почему важно осознавать на всех уровнях общественного управления, что в отличие от экономических, выявление «внутренних закономерностей духовной жизни сталкивается с большими трудностями, поскольку эта сфера весьма многопараметрична и изменчива (ср.
интересы, взгляды, желания, оценки, надежды, верования и т.п.), а ее различные параметры постоянно влияют друг на друга и подвержены воздействию множества случайных обстоятельств.
Обнаружение инвариантов закономерного характера в такой сфере чрезвычайно затруднено» .
Поэтому духовная сфера, духовный мир человека должны занимать сегодня приоритетное место в обществе.

«Тот же, кто полагает, что народ якобы вообще лишен конкретной духовной сущности, а представляет собой лишь собирательное понятие, объединение отдельных людей, тот отрицает тем самым внутреннее духовное единство народа, и для него, следовательно сама тема национального мировоззрения беспредметна»24, как и бездуховна сама жизнь человека и его деятельности.
Во-вторых, в условиях рыночной стихии первоначального накопления капитала продолжают углубляться и расширяться социально-экономические противоречия в стране.
Под их влиянием нарастает относительность в критериях оценки качества той или иной деятельности, а вместе с этим повышается степень неуправляемости в общественных процессах, в том числе


[стр.,70]

70 и в духовных.
Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья потреблением, высших идеалов практицизмом,
духовности сухим рационализмом вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскудение, неуважение к себе и к другим.
Как писал Мольро, мы имеем дело с
«первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но неспособна изобрести ^ с ни своих храмов, ни своих гробниц» .
Ему вторит X.
Ортега-и-Гассет: горька
«наша растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные идеологи, где посредственные силы могут все сегодня уничтожить, но не смогут больше победить, где разум опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением»26.
Поэтому все более актуализируется задача разработки концепции, где бы наиболее оптимально сочетались условия и меры управленческого (управляемого) воздействия на человека, его духовный мир с его возможностями к самоорганизации и саморазвитию.
В-третьих, вслед за признанием де-факто «расщепляющего» воздействия на человека дифференциации и специализации труда и соответственно его деятельности, нужен поиск и создание национальных программ, где бы комплексно отражались политические, экономические, социальные, культурологические и духовные усилия страны в созидании духовно-зрелого человека.
Для этого требуется координация усилий во всех сферах общества, поиск наиболее оптимальных и действенных форм и средств, позволяющих достичь наибольшего соответствия во взаимоотношениях личности и общества, общества и личности.
В процессе дальнейшего развития демократии и рыночных отношений, как справедливо подчеркивалось в основном документе «Образование и цивилизация» Международного конгресса «ЮНЕСКО», «Достижение гармонии личности и общества в согласии с природой возможно только на базе целостного образования, способного реализовать потребности человека в смене сфер деятельности на протяжении

[Back]