где посредственные силы могут все сегодня уничтожить, но не смогут больше победить, где разум опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением”114. Поэтому все более актуализируется задача разработки концепции, где бы наиболее оптимально сочетались условия и меры управленческого (управляемого) воздействия на человека, его духовный мир с его возможностями к самоорганизации и саморазвитию. В-третьих, вслед за признанием де-факто “расщепляющего” воздействия на человека дифференциации и специализации труда и соответственно его деятельности, нужен поиск и создание национальных программ, где бы комплексно отражались политические, экономические, социальные, культурологические и духовные усилия страны в созидании духовно-зрелого человека. Для этого требуется координация усилий’во всех сферах общества, поиск наиболее оптимальных и действенных форм и средств, позволяющих достичь наибольшего соответствия во взаимоотношениях личности и общества, общества и личности. В процессе дальнейшего развития демократии и рыночных отношений, как справедливо подчеркивалось в основном документе “Образование и цивилизация” Международного конгресса “ЮНЕСКО”, “Достижение гармонии личности и общества в согласии с природой возможно только на базе целостного образования, способного реализовать потребности человека в смеце сфер деятельности на протяжении всей жизни...”115. Выбор типа новой духовности, прежде всего, следует начинать с поиска адекватного свойственных российскому обществу системе ценностей, мировоззрению абсолюта общепринятой истины. Стремление к данной истине духовное совершенствование способно выполнить ряд задач, стоящих перед нашим обществом сегодня. Прежде всего, духовность 114 Цит. по: Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94. 1,3 Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. // Учительская газета. 1996. № 31. С. 21. 127 |
70 и в духовных. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья потреблением, высших идеалов практицизмом, духовности сухим рационализмом вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскудение, неуважение к себе и к другим. Как писал Мольро, мы имеем дело с «первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но неспособна изобрести ^ с ни своих храмов, ни своих гробниц» . Ему вторит X. Ортега-и-Гассет: горька «наша растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные идеологи, где посредственные силы могут все сегодня уничтожить, но не смогут больше победить, где разум опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением»26. Поэтому все более актуализируется задача разработки концепции, где бы наиболее оптимально сочетались условия и меры управленческого (управляемого) воздействия на человека, его духовный мир с его возможностями к самоорганизации и саморазвитию. В-третьих, вслед за признанием де-факто «расщепляющего» воздействия на человека дифференциации и специализации труда и соответственно его деятельности, нужен поиск и создание национальных программ, где бы комплексно отражались политические, экономические, социальные, культурологические и духовные усилия страны в созидании духовно-зрелого человека. Для этого требуется координация усилий во всех сферах общества, поиск наиболее оптимальных и действенных форм и средств, позволяющих достичь наибольшего соответствия во взаимоотношениях личности и общества, общества и личности. В процессе дальнейшего развития демократии и рыночных отношений, как справедливо подчеркивалось в основном документе «Образование и цивилизация» Международного конгресса «ЮНЕСКО», «Достижение гармонии личности и общества в согласии с природой возможно только на базе целостного образования, способного реализовать потребности человека в смене сфер деятельности на протяжении 269 10. См. подробнее: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. С. 35-40. 11.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. М., 1992. Т. 2. С. 216. 12.Философский словарь. М., 1991. С. 373. 13.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 544. 14.Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994. С. 65. 15.Там же. 16.См.: Там же. С. 65, 66. 17.Указ. соч. С. 67. 18.Там же. С. 66. 19.Там же. С. 69. 20. Там же. С. 67. 21. См.: Горский Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ). М.: Наука, 1994. С. 17. 22. См.: Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. С. 223. 23. Горский Д.П. Указ. соч. С. 17. 24. Франк С.Л. Указ. соч. С. 473. 25. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 13. 26. Цит. по: Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94. 27. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. // Учительская газета. 1996. №31. С. 21. 28. См.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1991. С. 6-8. 29. 7'ургенев И.С. Собр. Соч.: в 12-ти т. М.,1958. Т. 12. С. 295. К главе II Параграф 1 1. Цит. по: Введение в культурологию. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 163. 2. См.: Иллюстрированная история религии. Т. 2. М., 1992. С. 54-55. |