Глава 1. Концептуализация духовности в социально-философской мысли. Прежде чем рассматривать роль и сущность феномена духовности применительно к российскому социуму, необходимо разобраться с местом данного феномена в социально-философской мысли, основными подходами к его пониманию. А также сутью феномена духовности, его структурой и особенностями. Для этого требуется провести анализ понятий феномена духовности и подходов к нему, рассмотреть генезис понятий в социальнофилософской мысли и выстроить типологию и структуру феномена. 1.1. Понятие духовности как социально-философского феномена По словам русского философа И. Ильина, «дух есть по существу своему начало самодеятельное и самоопределяющееся; и притом во всех сферах его жизни. Поскольку человек живет волею, ...поскольку дух человека живет пониманием и мыслью, ...поскольку дух человека живет чувством и любовью... Итак, человек)', как духовному существу, подобает автономия. ... в его основании лежит живая потребность человеческого духа, его искание, напряжение, очищение, вдохновение и постижение»1. В современной литературе многократно упоминается о духовном факторе созидания, духовной жизни, духовном развитии, духовном богатстве, духовной культуре, духовном росте, духовном освоении реального мира и так далее и тому подобное. Среди многообразных видов человеческой деятельности выделяется материальная (производственная), социально-политическая и духовная. К.С. Станиславский в воплощении «жизни человеческого духа» видел главную задачу художественного 1 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Париж-Москва. 1993. С. 6,64,66-67 15 |
22 ГЛАВА I. Духовность как предмет и объект социально-философского анализа 1.1. Методологические основы анализа духовности Понятие "духовность” наряду с такими как "дух", "душа", "духовное", "душевное" в последнее время стало играть все более заметную роль. Без них мы практически не можем обойтись в своей повседневной жизни. Нас окружают люди душевные и равнодушные, мы ценим богатый духовный мир личности и обеспокоены бездуховностью некоторых людей, мы восхищаемся великодушием и с болью реагируем на малодушие, проявленное в сложной жизненной ситуации. В современной литературе многократно упоминается о духовном факторе созидания, духовной жизни, духовном развитии, духовном богатстве, духовной культуре, духовном росте, духовном освоении реального мира и так далее и тому подобное. Среди многообразных видов человеческой деятельности выделяется материальная (производственная), социальнополитическая и духовная. К.С. Станиславский в воплощении "жизни человеческого духа" видел главную задачу художественного творчества. Немецкий философ А. Шопенгауэр много лет назад остроумно заметил, что отрицание души есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя. С.Л. Франк полагал, что "первичной" является при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной духовная реальность. Так чем же все-таки является духовность? В чем ее смысл и содержание? Одно очевидно: сложные общественные феномены проявляются столь многообразно, что отдельные их стороны могут быть предметом самостоятельного исследования. К тому же у разных авторов может складываться свое видение проблемы, свой аспект ее рассмотрения. Но от этого проблема разработки понимания духовности не снимается. Более того, интересы реальной практики, положение дел в сфере духовного требуют |