Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 16]

творчества.
Немецкий философ А.
Шопенгауэр много лет назад остроумно заметил, что отрицание души есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя.
С.Л.
Франк полагал, что «первичной» является при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной духовная реальность.
Так чем же все-таки является духовность? В чем ее смысл и содержание? Одно очевидно: сложные общественные феномены проявляются столь многообразно, что отдельные их стороны могут быть предметом самостоятельного исследования.
К тому же у разных авторов может складываться свое видение проблемы, свой аспект ее рассмотрения.
Но от этого проблема разработки понимания духовности не снимается.
Более того, интересы реальной практики, положение дел в сфере духовного требуют
дальнейшего развития и расширения данного направления в науке.
Анализ современной отечественной социально-философской литературы показывает, что взглядов, точек зрения на духовность столько, сколько авторов.
Так, В.Н.
Шердаков считает, что «сегодняшний лексикон приближает духовность к образованности, духовная личность это человек мыслящий, знающий, интеллектуал...
Под духовностью понимается знание научное, философское, и что, кроме того, есть еще художественное
л творчество и нравственность».
Несколько иная точка зрения у В.Г.
Федотовой, которая рассматривает духовность как качественную характеристику сознания (как и поступка, дела жизни) или точнее, характеристика ее разнокачественности.
«Характеристика эта отражает господствующий тип ценностей».
Подобный взгляд на проблему высказывает Т.В.
Холостова.
Она пишет, что духовность это «качество личности, точнее, ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри
I 2 3 2 Шердаков В.Н.
О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
27.

3 Федотова В.Г.
Практическое и духовное освоение действительности.
М.: Наука, 1991.
С.
99.

16
[стр. 22]

22 ГЛАВА I.
Духовность как предмет и объект социально-философского анализа 1.1.
Методологические основы анализа духовности Понятие "духовность” наряду с такими как "дух", "душа", "духовное", "душевное" в последнее время стало играть все более заметную роль.
Без них мы практически не можем обойтись в своей повседневной жизни.
Нас окружают люди душевные и равнодушные, мы ценим богатый духовный мир личности и обеспокоены бездуховностью некоторых людей, мы восхищаемся великодушием и с болью реагируем на малодушие, проявленное в сложной жизненной ситуации.
В современной литературе многократно упоминается о духовном факторе созидания, духовной жизни, духовном развитии, духовном богатстве, духовной культуре, духовном росте, духовном освоении реального мира и так далее и тому подобное.
Среди многообразных видов человеческой деятельности выделяется материальная (производственная), социальнополитическая и духовная.
К.С.
Станиславский в воплощении "жизни человеческого духа" видел главную задачу художественного творчества.
Немецкий философ А.
Шопенгауэр много лет назад остроумно заметил, что отрицание души есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя.
С.Л.
Франк полагал, что "первичной" является при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной духовная реальность.
Так чем же все-таки является духовность? В чем ее смысл и содержание? Одно очевидно: сложные общественные феномены проявляются столь многообразно, что отдельные их стороны могут быть предметом самостоятельного исследования.
К тому же у разных авторов может складываться свое видение проблемы, свой аспект ее рассмотрения.
Но от этого проблема разработки понимания духовности не снимается.
Более того, интересы реальной практики, положение дел в сфере духовного требуют


[стр.,23]

23 дальнейшего развития и расширения данного направления в науке.
Анализ современной отечественной социально-философской литературы показывает, что взглядов, точек зрения на духовность столько, сколько авторов.
Так, В.Н.
Шердаков считает, что "сегодняшний лексикон приближает духовность к образованности, духовная личность это человек мыслящий, знающий, интеллектуал...
Под духовностью понимается знание научное, философское, и что, кроме того, есть еще художественное
творчество и нравственность"1.
Несколько иная точка зрения у В.Г.
Федотовой, которая рассматривает духовность как качественную характеристику сознания (как и поступка, дела жизни) или точнее, характеристика ее разнокачественности.
"Характеристика эта отражает господствующий тип ценностей"2.
Подобный взгляд на проблему высказывает Т.В.
Холостова.
Она пишет, что духовность это "качество личности, точнее, ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри
мотивированное включение в общественную жизнь"3.
Более широкое толкование духовности дает А.Г1.
Серов, хотя и осуществляется эго в пределах мнений двух предыдущих авторов.
"Духовность, по его мнению, это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность.
Она проявление этического начала, стержень личности.
Именно через духовность осуществляется глобальное опосредование производственной деятельности, ее гуманизация, ориентация на общечеловеческие ценности"4.
Г.Э.
Бурбулис и В.Е.
Кемеров определяют духовность как "способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и интересы"5.
Имеются свои взгляды на проблему и у других авторов.
Одни из них рассматривают духовность как способ жизнедеятельности человека6, другие, как "фактор социализации личности"', третьи, как высшую "способность понимания во взаимодействии между людьми и природой"8.


[стр.,263]

264 ПРИМЕЧАНИЯ К введению: 1.Тейар де Шарден П.
Феномен человека.
М.: Наука, 1987.
С.
179.
2.
Франк С.Л.
Духовные основы общества.
М.: Республика, 1992.
С.
17.
3.
См.: Швейцер Альберт.
Упадок и возрождение культуры М., 1993.
С.
289-290.
4.
Буева Л.П.
Духовность и проблемы нравственной культуры.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
6.
5.
Лекторский В.
А.
Духовность и рациональность.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
35.
6.
Фромм Э.
Психология и этика.
М., 1993.
С.
67.
7.
Кемеров В.Е.
Введение в социальную философию.
М., 1996.
С.
150.
8.
Моисеев Н.Н.
Человек во Вселенной и на Земле.
// Вопросы философии.
1990.
№ 6.
С.
44.
9.
Пенькова Р.Н.
Технология управления процессом воспитания молодежи: учебное пособие.
Самара, 1994.
С.
85.
10.
Кутырев В.
Понимаю, следовательно, существую.
// Общественные науки и современность.
1995.
№ 1.
С.
142.
11.
См.: Каган М.С.
О духовном (Опыт категориального анализа).
// Вопросы философии, 1985.
№ 9.
С.
93-95.
К главе I: Параграф 1 1.
Шердаков В.Н.
О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
27.

2.
Федотова В.Г.
Практическое и духовное освоение действительности.
М.: Наука, 1991.
С.
99.

3.
Холосгова Т.В.
Проблема духовности.
В кн.: Методологические

[Back]