Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 17]

мотивированное включение в общественную жизнь»4.
Более широкое толкование духовности дает А.П.
Серов, хотя и осуществляется это в пределах мнений двух предыдущих авторов.
«Духовность, по его мнению, это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность.
Она проявление этического начала, стержень личности.
Именно через духовность осуществляется глобальное опосредование производственной деятельности, ее гуманизация, ориентация на общечеловеческие
ценности»5.
Г.Э.
Бурбулис и В.Е.
Кемеров определяют духовность как «способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и
интересы»6 7 *.
Имеются свои взгляды на проблему и у других авторов.
Одни из них рассматривают духовность как способ жизнедеятельности человек , другие, как «фактор социализации
о личности», третьи, как высшую «способность понимания во взаимодействии между людьми и природой»9.
Наличие литературы по данному направлению науки позволяет и далее анализировать понимание духовности в современной социальнофилософской мысли.
Однако уже этого достаточно, чтобы утверждать, что подобных точек зрения не счесть числа.
Бывает это там, где говорят об одном, подразумевают второе, а указывают на третье.
Для чисто научных, полемических баталией это может быть средством поиска истины и развития
4 Холостова Т.В.
Проблема духовности.
В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии.
Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
С.
87.

5 Серов А.П.
Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности.
Автореф.
дисс...
канд.
филос.
наук.
СПб, 1994.
С.
12.

6 Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е.
Духовность и рациональность.
М., 1986.
С.
28.

7 Силуянова И.В.
Духовность как способ жизнедеятельности человека.

Н Философские науки.
1990.
№ 12.
С.
100-104.
*
Духовность как фактор социализации личности.
( Под ред.
В.Г.
Федотовой.
Воронеж: Воронеж, госуд.
техн.
ун-т, 1993.

9 Хотинец В.Ю.
Вопросы теории познания: новые подходы.
В кн.: Человек: внутреннее и внешнее.
Сб.
научных трудов.
Ижевск, 1993.
С.
21.

17
[стр. 23]

23 дальнейшего развития и расширения данного направления в науке.
Анализ современной отечественной социально-философской литературы показывает, что взглядов, точек зрения на духовность столько, сколько авторов.
Так, В.Н.
Шердаков считает, что "сегодняшний лексикон приближает духовность к образованности, духовная личность это человек мыслящий, знающий, интеллектуал...
Под духовностью понимается знание научное, философское, и что, кроме того, есть еще художественное творчество и нравственность"1.
Несколько иная точка зрения у В.Г.
Федотовой, которая рассматривает духовность как качественную характеристику сознания (как и поступка, дела жизни) или точнее, характеристика ее разнокачественности.
"Характеристика эта отражает господствующий тип ценностей"2.
Подобный взгляд на проблему высказывает Т.В.
Холостова.
Она пишет, что духовность это "качество личности, точнее, ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри мотивированное включение в общественную жизнь"3.
Более широкое толкование духовности дает А.Г1.
Серов, хотя и осуществляется эго в пределах мнений двух предыдущих авторов.
"Духовность, по его мнению, это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность.
Она проявление этического начала, стержень личности.
Именно через духовность осуществляется глобальное опосредование производственной деятельности, ее гуманизация, ориентация на общечеловеческие
ценности"4.
Г.Э.
Бурбулис и В.Е.
Кемеров определяют духовность как "способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и
интересы"5.
Имеются свои взгляды на проблему и у других авторов.
Одни из них рассматривают духовность как способ жизнедеятельности человека6, другие, как "фактор социализации
личности"', третьи, как высшую "способность понимания во взаимодействии между людьми и природой"8.


[стр.,24]

24 Наличие литературы по данному направлению науки позволяет и далее анализировать понимание духовности в современной социально-философской мысли.
Однако уже этого достаточно, чтобы утверждать, что подобных точек зрения не счесть числа.
Бывает это там, где говорят об одном, подразумевают второе, а указывают на третье.
Для чисто научных, полемических баталией это может быть средством поиска истины и развития
логических аргументаций.
Однако, складывается впечатление, что проблема духовности может выйти из под контроля исследователя и таким образом останется лишь благим намерением.
Происходит это тогда, когда встречаешься не только с противоположными точками зрения, но и даже взаимоисключающими друг друга.
В затруднительное положение ставят диссертанта высказывания некоторых участников "круглого стола" "Духовность, художественное творчество, нравственность"9.
Так В.П.
Зинченко пишет: "Я не буду говорить о Духе.
Дух в этой стране нечто удивительное...
У меня нет никаких иллюзий относительно того, что церковь поможет этому огромному народу в деле духовности в ближайшее время.
Надо разговоры о духе спустить на октаву ниже и просто понять духи, как его понимали приличные люди, как его понимал Мишель Фуко..."10 И.Н.
Экономцев замечает, что терминологически духовность "...происходит от Святого Духа.
Речь идет не просто о Духе ибо духи бывают добрыми и злыми: а именно о Святом Духе.
Вряд ли мы нуждаемся в духовности, носителями которой являлись бы злые духи, да и духовности такой быть не может"11.
Е.Г.
Яковлев утверждает, что "идеальное, духовное это некий абсолют, который реализуется в различных структурах нашей жизни, в разных культурах, в разных этносах, цивилизациях, в разных религиях: православной, католической, буддистской.
Этот абсолют, это всеобщее находит свое проявление в индивидуальном, единичном через особенное"12.
Еще более категоричен в своем мнении В.А.
Лекторский.
Ссылаясь на влиятельнейшую традицию западной философии и западной

[стр.,264]

265 проблемы изучения человека в марксистской философии.
Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
С.
87.

4.
Серов А.П.
Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности.
Автореф.
дисс...
канд.
филос.
наук.
СПб, 1994.
С.
12.

5.
Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е.
Духовность и рациональность.
М, 1986.
С.
28.

6.
Силуянова И.В.
Духовность как способ жизнедеятельности человека.
//
Философские науки.
1990.
№ 12.
С.
100-104.

7.
Духовность как фактор социализации личности.
/ Под ред.
В.Г.
Федотовой.
Воронеж: Воронеж, госуд.
техн.
ун-т, 1993.

8.
Хотинец В.Ю.
Вопросы теории познания: новые подходы.
В кн.: Человек: внутреннее и внешнее.
Сб.
научных трудов.
Ижевск, 1993.
С.
21.

9.
См.: Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
3-43.
10.
Зинченко В.П.
Культура и духовность.
// Вопросы философии.
1996.
№2.
С.
10.
11.
Экономцев И.Н.
Духовность и творчество.
// Вопросы философии.
1996.
№2.
С.
25.
12.Яковлев Е.Г.
Искусство и религия.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
39.
13.
Лекторский В.А.
Духовность и рациональность.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
32.
14.
Каган М.С.
О духовном (Опыт категориального анализа).
// Вопросы философии.
1985.
№ 9.
С.
95.
15.
Буева Л.П.
Духовность и проблемы нравственной культуры.
// Вопросы философии.
1996.
№ 2.
С.
3.
16.
Франк С.Л.
Духовные основы общества.
Указ.
соч.
С.
7.
17.
См.: Симонов П.В.
и др.
Происхождение духовности.
/ Г1.В.
Симонов, П.М.
Ершов, Ю.П.
Вяземский.
М.: Наука, 1989.
С.
7.
18.См.: Федотова В.Г.
Указ.
соч.
С.
77-84.
19.
Герасимова И.А.
Природа живого и чувственный опыт.
// Вопросы философии.
1997.
№ 8.
С.
124.

[Back]