многогранности этого феномена. Не случайно, как справедливо замечает Л.П. Буева, определение понятия «духовность» «по-прежнему остается дискуссионным»15. Однако, не лишним будет заметить, что вряд ли можно дать законченное, раз и навсегда данное определение духовности, подобно тому, как физика определяет свои фундаментальные понятия:' масса, ускорение и так далее. Ведь речь идет о «живом», постоянно изменяющемся понятии, которое имеет самое непосредственное отношение к внутреннему миру человека, самым сокровенным глубинам его разума и сердца. В-четвертых, поиск наиболее приемлемого и оптимального взгляда на проблему ведется в условиях отсутствия сколь-нибудь ясного представления о структуре духовности и смешения понятий, как образующих ее, так и родственных с ней. В таком случае не может быть и речи о предметности исследуемого феномена со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому определение структуры духовности, ее самостоятельного статута является первоочередной задачей современной науки. Тогда не только теоретикам, но и практикам будет более или менее ясно и понятно: что, почему, зачем «брать» из духовного именно «это», а не «то» для формирования тех или иных качеств индивида. Если первых три обстоятельства относительно понимания духовности очевидны и не нуждаются в дополнительном пояснении, то последнее требует более полного изучения. Нас в данном случае больше интересует употребление понятия духовности при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Но при этом возникает вопрос, что в этот «мир» входит, какие элементы составляют духовность человека, в чем и как она осуществляется на уровне личности? Иными словами, на что следует воздействовать в человеке, чтобы духовность выполняла свою «историческую миссию» в интересах целостного существования личности и ,5 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3. 20 |
18 общественного феномена, определено ее место и роль в жизнедеятельности современного общества и личности; представлен один из вариантов подхода к изучению идеи целостности и единства в системе взаимоотношений смыслосодержащих понятий духовности; впервые в обобщенном виде исследована эволюция взглядов на духовность в истории мировой и отечественной социально-философской мысли от античности до наших дней; на основе социально-философского анализа осуществлен поиск механизмов функционирования духовных процессов и представлены основные положения управления ими; выработано авторское понимание содержания и направленности современных проблем духовного обновления личности и общества; на основе обращения к феноменам традиций и новаций определено место и показаны роль и значение ценностей в духовном обновлении личности и общества; опираясь на общефилософский анализ феномена духовности, диссертант исследует социологические аспекты проблемы. В работе выясняются основные факторы духовно-нравственного состояния общества, раскрывается их влияние на характер общественных отношений, на современный стиль мышления. На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Исследование понятия "духовность" при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как "духовного мира личности”. 2. Характеристика основных механизмов (элементов) духовного мира человека, которые включаются в нем, чтобы духовность выполняла свою "историческую миссию" в интересах целостного существования личности и общества. 3. Идея целостности и единства в системе взаимоотношений понятий духовности. 26 "духовность” "по-прежнему остается дискуссионным"15. Однако, не лишним будет заметить, что вряд ли можно дать законченное, раз и навсегда данное определение духовности, подобно тому как физика определяет свои фундаментальные понятия: масса, ускорение и так далее. Ведь речь идет о "живом", постоянно изменяющемся понятии, которое имеет самое непосредственное отношение к внутреннему миру человека, самым сокровенным глубинам его разума и сердца. В-четвертых, поиск наиболее приемлемого и оптимального взгляда на проблему ведется в условиях отсутствия сколь-нибудь ясного представления о структуре духовности и смешения понятий, как образующих ее, так и родственных с ней. В таком случае не может быть и речи о предметности исследуемого феномена со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому определение структуры духовности, ее самостоятельного статута является первоочередной задачей современной науки. Тогда не только теоретикам, но и практикам будет более или менее ясно и понятно: что, почему, зачем "брать" из духовного именно "это", а не "то" для формирования тех или иных качеств индивида. Если первых три обстоятельства относительно понимания духовности очевидны и не нуждаются в дополнительном пояснении, то последнее требует более полного изучения. Нас в данном случае больше интересует употребление понятия духовности при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Но при этом возникает вопрос, что в этот "мир" входит, какие элементы составляют духовность человека, в чем и как она осуществляется на уровне личности? Иными словами, на что следует воздействовать в человеке, чтобы духовность выполняла свою "историческую миссию" в интересах целостного существования личности и общества? Так, например, С.Л. Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, отмечает, что в этом мире имеются переживания или чувства "периферического", "внешнего" типа, связанные с физическим ощущением |