общества? Так, например, С.Л. Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, отмечает, что в этом мире имеются переживания или чувства «периферического», «внешнего» типа, связанные с физическим ощущением удовольствия, горечи, страха и тому подобное, но имеются также глубинные переживания, более полно выражающие природу человеческого существа. Автор при этом определяет переживания первого рода как душевные, а вторые как духовные16. П.В. Симонов, П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский, исследуя происхождение духовности, указывают на дух и душу, как феномены внутреннего мира человека17. О роли и значении душевного и духовного в практическом освоении действительности18, говорит В.Г. Федотова. Всех авторов объединяет убеждение в том, что за гносеологическим отношением к духовности кроется иная антология, иные мерности бытия человека, связанные с внутренне духовным миром. И «если мы хотим рассматривать жизнь человека во всей полноте ее проявлений: телесных и духовных, биологических и социальных, как существа чувствующего и мыслящего, пишет А.И. Герасимова, то не должны выбрасывать из поля зрения философские теории, которые своим появлением обусловлены особым опытом проникновенного понимания, достигаемого активацией тонко-чувственных аспектов сознания, которые уже сегодня в значительной мере определяют духовный мир человека, его духовную реальность»19. В целом в понимании структуры духовности следуем логике работ Буевой Л.П., Герасимовой И.А., Гидиринского В.И., Кагана М.С., Ксенофонтова В.Н., Франка С.Л., Федотовой В.Г., а также тех, кто развивает 16 Франк С Л. Духовные основы общества. Указ. соч. С. 7. 17 Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. / П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский. М.: Наука, 1989. С. 7. 11 Федотова В.Г. Указ. соч. С. 77-84. 19 Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 124. 21 |
26 "духовность” "по-прежнему остается дискуссионным"15. Однако, не лишним будет заметить, что вряд ли можно дать законченное, раз и навсегда данное определение духовности, подобно тому как физика определяет свои фундаментальные понятия: масса, ускорение и так далее. Ведь речь идет о "живом", постоянно изменяющемся понятии, которое имеет самое непосредственное отношение к внутреннему миру человека, самым сокровенным глубинам его разума и сердца. В-четвертых, поиск наиболее приемлемого и оптимального взгляда на проблему ведется в условиях отсутствия сколь-нибудь ясного представления о структуре духовности и смешения понятий, как образующих ее, так и родственных с ней. В таком случае не может быть и речи о предметности исследуемого феномена со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому определение структуры духовности, ее самостоятельного статута является первоочередной задачей современной науки. Тогда не только теоретикам, но и практикам будет более или менее ясно и понятно: что, почему, зачем "брать" из духовного именно "это", а не "то" для формирования тех или иных качеств индивида. Если первых три обстоятельства относительно понимания духовности очевидны и не нуждаются в дополнительном пояснении, то последнее требует более полного изучения. Нас в данном случае больше интересует употребление понятия духовности при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Но при этом возникает вопрос, что в этот "мир" входит, какие элементы составляют духовность человека, в чем и как она осуществляется на уровне личности? Иными словами, на что следует воздействовать в человеке, чтобы духовность выполняла свою "историческую миссию" в интересах целостного существования личности и общества? Так, например, С.Л. Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, отмечает, что в этом мире имеются переживания или чувства "периферического", "внешнего" типа, связанные с физическим ощущением 27 удовольствия, горечи, страха и тому подобное, но имеются также глубинные переживания, более полно выражающие природу человеческого существа. Автор при этом определяет переживания первого рода как душевные, а вторые как духовные16. П.В. Симонов, П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский, исследуя происхождение духовности указывают на дух и душу, как феномены внутреннего мира человека1'. О роли и значении душевного и духовного в 18практическом освоении действительности , говорит В.Г. Федотова. Всех авторов объединяет убеждение в том, что за гносеологическим отношением к духовности кроется иная антология, иные мерности бытия человека, связанные с внутренне духовным миром. И "если мы хотим рассматривать жизнь человека во всей полноте ее проявлений: телесных и духовных, биологических и социальных, как существа чувствующего и мыслящего, пишет А.И. Герасимова, то не должны выбрасывать из поля зрения философские теории, которые своим появлением обусловлены особым опытом проникновенного понимания, достигаемого активацией тонко-чувственных аспектов сознания, которые уже сегодня в значительной мере определяют духовный мир человека, его духовную реальность"19. В целом в понимании структуры духовности следуем логике работ Буевой Л.П., Герасимовой И. А., Гидиринского В.И., Кагана М.С., Ксенофонтова В.Н., Франка С.Л., Федотовой В.Г., а также тех, кто развивает это направление Андрюшиной Н.Е., Грузкова В.Н., Гребенькова В.Н., Порохина С.А., Сафиулина Л.К., Силуяновой И.В. и других. Опираясь на так называемый "суммативный подход", представляется возможным выделить следующие основные элементы духовности: родовые понятия "дух", "душа" и их производные "духовное" и "душевное". Однако структура духовности не исчерпывается полностью предложенными нами элементами. Она значительно богаче, разностороннее и сложнее, как и сама сущность человека и его духовного мира. Мы преднамеренно не касались наиболее глубинных "пластов" психики и сознания |