Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 26]

моральным поведением при жизни.
Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов все это сулит
01 смертному высокое положение в обществе после возрождения его души .
Параллельно с джайнизмом и брахманизмом формируется буддизм.
Он
подвергает критике оба вышеназванных учения.
Джайнизм осуждается буддистами за излишний аскетизм, брахманизм же напротив за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни.
Будда предлагает средний путь.
«Существуют две крайности, от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали...
Одна жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям, это жизнь низменная, неблагородная, противная духу, недостойная, ничтожная.
Другая крайность жизнь добровольных страданий: это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная.
Совершенный стоит далеко от обеих крайностей, он познал путь, который лежит посредине, путь который открывает глаза, открывает и ум, который ведет к покою, к
познанию...»21 22, говорил Будда в своих проповедях.
Буддизм одновременно религиозное и философское мировоззрение ставит своей целью указать людям благой способ избавления от страданий и.
неурядиц путем отречения от собственных желаний и личностных устремлений.
Согласно учению буддизма людская жизнь суетна, пуста и иллюзорна, и чем активней она протекает, тем больше множит страдания.
Путь ухода от этих страданий и достижения нирваны заключается в полном отречении от любого вида активной деятельности и сосредоточение на своем внутреннем духовном мире.
Буддизм глубоко нравственное учение.
Оно учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит
21 Иллюстрированная история религии.
Т.
2.
М., 1992.
С.
54-55.
22 Там же.
С.
82-83.
26
[стр. 75]

75 материальную и духовную стороны.
«Карма» в данном случае выступает особым связующим звеном между этими сторонами, которая связывает душу с более грубыми видами материи: с неорганическим, неживым веществом.
Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, который в своем развитии проходит бесконечную цепь перерождений.
Отсюда джайнисты приходят к выводу, что человек при помощи своей духовной сущности может объективно познавать и определенным образом контролировать материальный мир и даже управлять рядом природных явлений в той мере, в какой это не противоречит изначальному космическому порядку.
Исходя из этого, только сам человек решает, что есть добро и что есть зло, и к чему следует отнести все то, что встречается ему в жизни.
Бог джайнистов это всего лишь душа, которая когда-то жила в обычном материальном теле, но затем смогла освободиться от уз кармы и цепи бесконечных перерождений.
Этот бог нигде не рассматривается как творец Вселенной и никогда не вмешивается в человеческие дела.
Таким образом, бог джайнистов это просто определенный моральный принцип, этический абсолют, нравственный идеал, которого человек вполне может достигнуть путем личностного самоусовершенствования.
Толчок к развитию религиозно-философского мышления в Древней Индии, наряду с джайнизмом, дал брахманизм.
Идеи брахманизма были четко сформулированы в Упанишадах.
По словам Д.Неру, в Упанишадах душа индивида понимается как искра, «выброшенная и вновь поглощенная ярко горящим пламенем абсолютной души»1.
В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром.
Бесконечный круговорот вещей это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни.
Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов все это сулит
смертному высокое положение в

[стр.,76]

76 обществе после возрождения его души2.
Параллельно с джайнизмом и брахманизмом формируется буддизм.
Он
в равной мере критикует как первое, так и второе из названных учений.
В джайнизме Будду и его сторонников не устраивал аскетизм, а в брахманизме пристрастие к богатой и обеспеченной жизни.
Буддизм избрал средний путь.
«Существуют две крайности от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали...
Одна жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям, это жизнь низменная, неблагородная, противная духу, недостойная, ничтожная.
Другая крайность жизнь добровольных страданий: это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная.
Совершенный стоит далеко от обеих крайностей, он познал путь, который лежит посредине, путь который открывает глаза, открывает и ум, который ведет к покою, к
познанию...»3, говорил Будда в своих проповедях.
Буддизм одновременно религиозное и философское мировоззрение ставит своей целью указать людям благой способ избавления от страданий и неурядиц путем отречения от собственных желаний и личностных устремлений.
Согласно учению буддизма людская жизнь суетна, пуста и иллюзорна, и чем активней она протекает, тем больше множит страдания.
Путь ухода от этих страданий и достижения нирваны заключается в полном отречении от любого вида активной деятельности и сосредоточение на своем внутреннем духовном мире.
Буддизм глубоко нравственное учение.
Оно учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит
победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен».
Буддизм призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.
Это не просто житейские советы,

[Back]