Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 27]

победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен».
Буддизм призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.
Это не просто житейские советы,
это принципы общественной жизни, которым, к сожалению, еще предстоит утвердиться в умах людей и стать их политической прозорливостью и мудростью.
Таково буддистское понимание конечной цели и смысла человеческой жизни, понимание духовности как добровольного отречения от активной преобразовательной деятельности и полного погружения человека в свой внутренний духовный мир.

Таким образом, социальная философия и этика буддизма были, по сути, пассивны и существенно абстрактны.
Однако в то же время в отличие от всех предшествующих учений, буддизм значительно расширил понимание духовности, наполнив её новым смыслом и содержанием.
Своей симпатией ко всему живущему, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения и своим поиском нравственной основы в жизни, конечной цели человеческого существования буддизм не только завоевал сердца многих народов, но и стал неотъемлемой частью их духовного мира.

Более глубокое понимание духовности дает миру персидская философская традиция.
Один из
виднейших её представителей пророк Заратустра выдвинул и отстаивал идею задачу нравственного перерождения человека на пути достижения им личностной свободы, постоянного противостояния добра и зла.
Нравственные и социальные учения персов менее абстрактны и более активны, по сравнению с аналогичными учениями индусов.
Однако милосердие и гуманизм не считаются ими высшими
I ценностями духовного мира человека.
27
[стр. 76]

76 обществе после возрождения его души2.
Параллельно с джайнизмом и брахманизмом формируется буддизм.
Он в равной мере критикует как первое, так и второе из названных учений.
В джайнизме Будду и его сторонников не устраивал аскетизм, а в брахманизме пристрастие к богатой и обеспеченной жизни.
Буддизм избрал средний путь.
«Существуют две крайности от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали...
Одна жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям, это жизнь низменная, неблагородная, противная духу, недостойная, ничтожная.
Другая крайность жизнь добровольных страданий: это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная.
Совершенный стоит далеко от обеих крайностей, он познал путь, который лежит посредине, путь который открывает глаза, открывает и ум, который ведет к покою, к познанию...»3, говорил Будда в своих проповедях.
Буддизм одновременно религиозное и философское мировоззрение ставит своей целью указать людям благой способ избавления от страданий и неурядиц путем отречения от собственных желаний и личностных устремлений.
Согласно учению буддизма людская жизнь суетна, пуста и иллюзорна, и чем активней она протекает, тем больше множит страдания.
Путь ухода от этих страданий и достижения нирваны заключается в полном отречении от любого вида активной деятельности и сосредоточение на своем внутреннем духовном мире.
Буддизм глубоко нравственное учение.
Оно учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен».
Буддизм призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.
Это не просто житейские советы,


[стр.,77]

77 это принципы общественной жизни, которым, к сожалению, еще предстоит утвердиться в умах людей и стать их политической прозорливостью и мудростью.
Таково буддистское понимание конечной цели и смысла человеческой жизни, понимание духовности как добровольного отречения от активной преобразовательной деятельности и полного погружения человека в свой внутренний духовный мир.

Социальная философия и этика буддизма были слишком пассивны и носили абстрактный характер.
Вместе с тем, в отличии от всех предшествующих учений, буддизм значительно расширил понимание духовности, наполнив её новым смыслом и содержанием.
Своей симпатией ко всему живущему, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения и своим поиском нравственной основы в жизни, конечной цели человеческого существования буддизм не только завоевал сердца многих народов, но и стал неотъемлемой частью их духовного мира.

Несколько дальше в понимании духовности продвинулась персидская философская традиция.
Один из
ярчайших её представителей пророк Заратустра выдвинул и отстаивал идею постоянного противостояния добра и зла, задачу нравственного перерождения человека на пути достижения им личностной свободы.
Нравственные и социальные учения персов менее абстрактны и более активны, по сравнению с аналогичными учениями индусов.
Однако милосердие и гуманизм не считаются ими высшими
ценностями духовного мира человека.
Наиболее самобытное представление о мире и человеке как созвучных реальностях создала древняя китайская философия.
Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоззрения и первых философских концепций.
Древнекитайских мыслителей интересовали не столько закономерности природного развития в целом, сколько конкретные социально-политические и этические проблемы, среди которых проблема духовности занимает особое место.
Само понятие

[Back]