Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 28]

Наиболее самобытное представление о мире и человеке как созвучных реальностях создала древняя китайская философия.
Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоззрения и первых философских концепций.
Древнекитайских мыслителей интересовали не столько закономерности природного развития в целом, сколько конкретные социально-политические и этические проблемы, среди которых проблема духовности занимает особое место.
Само понятие
«духовность» употреблялось ими для решения реальной проблемы управления поведением и психической деятельностью человека.
Эту проблему, имеющую значение ценное само по себе, решалось в древнекитайской философии через философскую дихотомию «духа» и «тела».
Именно дух, полагали древнекитайские мыслители способность синтетической ориентации, есть «подлинный государь в нас».
«Оберегайте свой дух покоем, и тело само
исправится»23, советует Чжуан-Цзы даосский мыслитель.
Важную часть древнекитайской философии составляет конфуцианство.
Это учение о человеке базируется на традиционных взглядах на устройство мира.
Человека конфуцианство рассматривает как особый предмет природы, не только подчиняющийся ей, но и умеющий противостоять.
Это объясняется срединным положением человека между Небом и Землей: с одной стороны, человек
связывает Небо и Землю, а с другой человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.
Конфуций
подвергает резкой критике свой век и дает высокую оценку векам минувшим.
На основе этого противопоставления он составил свой
23 Малявин В.В.
Чжуан-Цзы.
1985.
С.
230.
28
[стр. 77]

77 это принципы общественной жизни, которым, к сожалению, еще предстоит утвердиться в умах людей и стать их политической прозорливостью и мудростью.
Таково буддистское понимание конечной цели и смысла человеческой жизни, понимание духовности как добровольного отречения от активной преобразовательной деятельности и полного погружения человека в свой внутренний духовный мир.
Социальная философия и этика буддизма были слишком пассивны и носили абстрактный характер.
Вместе с тем, в отличии от всех предшествующих учений, буддизм значительно расширил понимание духовности, наполнив её новым смыслом и содержанием.
Своей симпатией ко всему живущему, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения и своим поиском нравственной основы в жизни, конечной цели человеческого существования буддизм не только завоевал сердца многих народов, но и стал неотъемлемой частью их духовного мира.
Несколько дальше в понимании духовности продвинулась персидская философская традиция.
Один из ярчайших её представителей пророк Заратустра выдвинул и отстаивал идею постоянного противостояния добра и зла, задачу нравственного перерождения человека на пути достижения им личностной свободы.
Нравственные и социальные учения персов менее абстрактны и более активны, по сравнению с аналогичными учениями индусов.
Однако милосердие и гуманизм не считаются ими высшими ценностями духовного мира человека.
Наиболее самобытное представление о мире и человеке как созвучных реальностях создала древняя китайская философия.
Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоззрения и первых философских концепций.
Древнекитайских мыслителей интересовали не столько закономерности природного развития в целом, сколько конкретные социально-политические и этические проблемы, среди которых проблема духовности занимает особое место.
Само понятие


[стр.,78]

78 «духовность» употреблялось здесь для решения реальной проблемы управления поведением и психической деятельностью человека.
Именно эту проблему, имеющую самоценное значение, решала философская дихотомия «духа» и «тела».
Древнекитайские мыслители считали, что именно дух, т.е.
способность синтетической ориентации, есть «подлинный государь в нас».
«Оберегайте свой дух покоем, и тело само
исправится»4, советует даосский мыслитель.
Заметный след в древнекитайской философской школе оставило конфуцианство.
Мировоззренческой основой этого учения о человеке являются традиционные взгляды на устройство мира.
Человека оно рассматривает как особый предмет природы, не только подчиняющийся ей, но и умеющий противостоять.
Это объясняется срединным положением человека между Небом и Землей: с одной стороны, человек
вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.
Конфуций
резко критикует свой век и дает высокую оценку векам минувшим.
На основе этого противопоставления он составил свой
идеал совершенного человека, «цзюнь-цзы».
Этот человек, считал учитель, должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга.
«Истинное знание состоит в том, чтобы знать то, что мы знаем.
Прежде всего нужно познать долг.
О как велик закон долга святого человека...
это безбрежный океан!..
Закон долга есть сам по себе закон»5.
Долг, по мнению философа, это моральная обязанность, которую гуманный человек, в силу своих добродетелей накладывает на самого себя.
Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшим принципом, но не расчетом.
Идеи Конфуция о нравственном воспитании приводят впервые в китайской этике к формированию идеала человека, образа «благородного мужа», противопоставляя его простолюдину, или «низкому человеку» «сяо

[Back]