эта непрерывная изменчивость мироздания не подразумевает какого-либо усилия со стороны не только отдельного индивида, но и всего общества в целом. Стремление человека преобразовать природу, порождаемое культурой и цивилизацией, ведут только к нарастанию противоречий между человеком и миром, к дисгармонии мироздания, в то время как человеку, по мнению даосов, следует жить в согласии с миром, и именно на этом согласии основывается духовное спокойствие мыслящей личности. Таким образом, духовность даосов также исключает влияние на окружающий мир, и капсулирует деятельность человека в рамках его мышления, но в отличие от пассивного фатализма индусов это сознательное стремление замкнуться в бездеятельном мышлении. Все вышеупомянутые идеи и теории обеспечили стабильность I древнекитайского мышления и его устойчивость, оказали огромное влияние на формирование образов духовности китайского мировоззрения. Тем не менее, велики пассивность и консерватизм конфуцианства, формирующий образ духовности на базе абстрактно-утопического идеала, становящегося обязательным эталоном для подражания, для повышения социального статуса и престижа. Фиксированные правила поведения вместо общих идеалов, сделали данный образ менее пластичным. Со временем, преданность старине, уважение к старшим, скромность и добродетель стали напускными и демонстративными, стали самоцелью, таким образом, формировался поверхностный облик чиновника соответствующий идеалам конфуцианства, но далекий от них по содержанию. С превращением учения в официальную догму буква подавляла дух, ограничивала личностную свободу, творчество и инициативу. Немаловажную роль в понимании духовности и формировании ее образов сыграла античность. 30 |
79 жень». Благородный муж ведёт свои дела, учитывая волю неба, его знания не преследуют корыстной цели, он думает о добродетели, на первом месте у него всегда долг. Низкий человек думает о том, как бы получше устроиться, извлечь выгоду для себя. «Благородный муж боится трех вещей: он боится веления Неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает веления Неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека»6. В центре внимания философии даосизма стоит проблема единства Природы и человека, которое постигается не рациональным путем, а с помощью прямого интуитивного проникновения в природу существующих вещей и явлений. Цель мышления, по даосизму, есть полное слияние человека с Природой, поскольку сам человек есть её мельчайшая часть, микрокосм Бытия. Всё в мире находится в постоянном движении и изменении, однако эта непрерывная изменчивость мироздания не подразумевает какого-либо усилия со стороны не только отдельного индивида, но и всего общества в целом. Усилия общества, его преобразовательная деятельность по отношению к природе, порождаемые культурой и цивилизацией, ведут только к нарастанию противоречий между человеком и миром, к дисгармонии мироздания, в то время как человеку следует жить в согласии с миром, на котором основывается духовное спокойствие мыслящей личности. Все вышеупомянутые идеи и теории обеспечили стабильность древнекитайского мышления и его устойчивость, оказали огромное влияние на формирование духовного мира человека. Одновременно мы видим пассивность и консерватизм конфуцианства, абстрактно-утопический идеал которого все более становился обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому стало делом чести и социального престижа. Демонстрация преданности старине, уважение к старшим, напускные скромность и добродетель, с течением времени, превратились в самоцель, чиновничью благопристойность, за которой скрывались пороки и корыстолюбие. С превращением учения в официальную |