Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 31]

До возникновения христианства в философии широко употреблялись понятия «душа» и «дух».
Дух (греч.
тгуеора, лат.
зршШз) переводится как «дыхание», «дуновение».
Древние греки полагали, что дух «сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует (“одухотворяет”) телесную деятельность.
Дух сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни.
Поэтому духовные различия между людьми, гораздо больше, чем биологические»25 26.
На этой основе античные греки в своей философии отмечали универсальный характер духа и его сверхразумное начало, которое присуще человеку и проявляет себя лишь через интуицию.
Так, в частности, Гераклит утверждал, что кто совершенствовал свою душу, развивал ее при жизни, тот достигает награды после смерти.
Идея совершенства, включающая в себя бессмертие, являлась представлением о I духовности у мыслителей древности.
Несколько дальше идет Сократ.
Он обращается к сущности человека.
По его словам душа это мыслящее «Я», сознающее себя в морально-этическом поведении.
Это состояние нуждается в заботе и взращивании при непосредственном участии добродетели.
Добродетель делает душу совершенной благодаря самообладанию, которое теснейшим образом связано со свободой, выражающейся в господстве рационального над витальным.
Свобода проявляется в управлении своим телом и разумом, как внутренней свободой.
Такие качества индивида указывали на его автономию морального поведения и высокий Уровень развития души.
Бездуховность, по Сократу, возникает от того, что человек не знает, что есть добро, что есть зло .
Сократ объяснял своим собеседникам, что к истине, а так же к красоте и благу ведёт лишь «припоминание» того, что душа человека созерцала, находясь в мире идей, а
25 Дух // Философский словарь.
РЫ!о$орЫ$сЬе$ \Уог1егЬисЬ.
-М., 1961.
-С.
213.
26 Лосев А.Ф.
История античной философии.
М.: Мысль, 1989.
С.
9.
31
[стр. 82]

82 унаследовала целостное восприятие мира и приданием знанию логического, доказательного, теоретического характера.
Это не замедлило сказаться и на осмыслении духовного мира человека, его духовности.
У Анаксимена душа наша «сущее воздухом, скрепляет нас воедино»11.
Для Гераклита душа-огонь, но границы её не отыскать, по какому бы пути человек не пошел: столь глубока её мера.
И душу человека надо «образовывать», без образования душа гибнет сразу же по выходе из тела.
А душа, закаленная добродетелями выдерживает экпирозы Вселенной12.
Сократ-первый из греческих философов, полностью сосредо-точившийся на внутреннем духовном мире человека.
Он отказался от космологических спекуляций и признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы.
Философ переформулировал древнее дельфийское изречение «познай себя».
«Сократовский тип» это уже самоосознающий себя человек.
Он развивается на причинах познания, самопознания, изучения философии.
Это уже не призыв к самоконтролю, а стремление к познанию своей нравственной, духовной сущности и её последующей реализации с целью достижения счастья.
Главная цель человеческого познания, согласно Сократу, это постоянное стремление личности к добру и нравственному совершенству.
Бездуховность, по Сократу, возникает от того, что человек не знает, что есть добро, что есть зло13.
Сократ объяснял своим собеседникам, что к истине, а так же к красоте и благу ведёт лишь «припоминание» того, что душа человека созерцала, находясь в мире идей, а
всякое иное познание есть не что иное, как заучивание «мнений» столь же не похожих на истину, как демагог на мудреца.
Платон горячо воспринимает социально-этическое учение своего учителя Сократа, но переводит его совершенно в иную плоскость из внутренней личностной добродетели в добродетель коллективную, общественную, продиктованную прежде всего интересами государства, а не конкретной человеческой личности.
Без тени сомнения философ отождествляет мораль с политикой, индивидуальную добродетель с общественным интересом,

[Back]