всякое иное познание есть не что иное, как заучивание «мнений» столь же не похожих на истину, как демагог на мудреца. Этот образ интересен тем, что дает представление о душе чуждой видимому миру, постоянной, неизменной и совершенной. Греческие мыслители будут отходить от этой идеи постепенно. Все это у Платона получило качественно иную интерпретацию. Он высказал идею о том, что сущность человека дуалистична, а потому реальность может быть сверхчувственна, т.к. существует бытие феноменальное и метафеноменальное (метафизическое), которое воспринимается интеллектом. Человеческое тело понимается Платоном как темница для души. Поэтому душа стремиться расстаться с телом, чтобы обрести свободу. Свобода дает возможность соединиться с миром идей, доступных лишь возвышенной душе и уподобиться Демиургу Богу Творцу в добродетели. Весь этот процесс именуется духовным развитием человека, конечная цель которого состоит в достижении духовного состояния через очищение души и, тем самым, обретение бессмертия путем преображения, т.е. достижения духовности высшего познания Бытия. Эту теорию продолжил Аристотель в своих исследованиях души он пришел к выводу, что она регулирует разные человеческие способности и функции, а также обладает началом совершенствования, в котором индивид создает себя сам. Таким образом, духовность есть сверхфизическая интеллектуальная активность, преследующая самодостаточность в человеке. Духовность у него в виде «формы» есть «действительность», т.е. осуществление возможного. При этом сама форма есть понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть 32 |
83 личность с государством. Он подчиняет личность тоталитарному политическому правлению, низводя человека до уровня винтика, функции государственной машины, безразличной к потребностям, духовным запросам и творческим стремлениям конкретных индивидов. Духовное у Платона представлено самой идеей. Аристотель, весьма критически относясь к платоновской социальнофилософской и политической концепции, говорит о государстве как о сообществе равноправных индивидов; место и роль личности в обществе определяется им в первую очередь по её талантам, способностям и практическим заслугам. Аристотель представлял материю как бытие «возможности» и саму действительность. Духовность у него в виде «формы» есть «действительность», т.е. осуществление возможного. При этом сама форма есть понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформированы в понятии о предмете. Душа здесь 14 господствует над телом, является его началом . В человеке заложено стремление к познанию, о чем, по Аристотелю, свидетельствует его влечение к чувственному восприятию как всего разнообразно развивающегося мира, так и отдельных его частей15. Свой вклад в понимание духовности внесли и древнеримские мыслители. Особого внимания заслуживают идеи выдающегося оратора и писателя Цицерона. В его произведениях находит выражение новый культурный идеал человека, соединяющий риторическую и философскую образованность. Полезность, красота, целесообразность вот те критерии, которые Цицерон использует в трактате «Об ораторе» при осмыслении человеческого бытия: «Но так уже устроила с непостижимым совершенством природа: как во всем на свете, так и в человеческой речи наибольшая польза обыкновенно несет в себе и наибольшее величие и даже наибольшую красоту»16. В своих сочинениях римский оратор учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству: «Как плодородное поле без возделывания не |