Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 33]

сформированы в понятии о предмете.
Душа здесь господствует над телом, является его началом27.
Иное понимание духовности дает Диоген.
Он обращает внимание на то, что человек имеет собственную, неповторимую природу, которую должен понять и следовать ей, находясь в состоянии согласия.
Это состояние достигается путем отказа от цивилизационных благ и обозначается I понятием «аскеза» в значении тренировки души и тела для противостояния невзгодам.
В этом смысле он близок к буддизму.
Плотин вводит в понятие духовность «Единое», которое является миром форм и Мышления, а также есть Дух.
Душа у него начало движения, она бесстрастна и способна действовать.
Активность души по Плотину в свободе, а свобода в его трактовке желание блага.
Таким образом, по Плотину духовность есть стремление души к благу.
На новый уровень осмысления духовности выводит философскую традицию античности римская философия.
Моральные критерии в анализе духа проявляются у Сенеки, который в понимание духовности вводит понятие «совесть», осмысление добра и зла.
Согласно Сенеке, духовность проявляется в любви к ближнему и братстве между людьми.
Душа представляется римскими философами как область, требующая применения усилий для ее изменений.
Наиболее четко это мы видим у Цицерона.
«Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа.
Возделывание души
это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший 27 Аристотель.
Сочинения в 4-х т.
М.: Мысль, 1975.
Т.
1.
С.
402.
33
[стр. 84]

84 даст урожая, так и душа.
Возделывание души
эго и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай»1.
К варварам Цицерон относил людей, забывших об интересах общества и правителей, которые забывают об интересах граждан.
Противоположностью варварства является культура, которая для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств.
Подлинная культура для знаменитого оратора заключена в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве.
Однако после Цицерона образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти теоретические разработки, специально посвященные проблемам культуры и духовности.
Хотя хорошо известно, что отсутствие теоретических работ вовсе не говорит об отсутствии самого явления в жизни.
Проблемы духовности встраиваются в наиболее популярные и значимые для данной эпохи системы ценностей, сливаясь с ними, подчеркивая и оттеняя их оригинальность и значимость.
В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе духовности и культуры.
Идеология раннего христианства выдвинула новые нравственные ценности и совершенно по другому, в сравнении со многими античными мыслителями, трактовала проблему духовности.
Среди социальных катастроф первых веков новой эры, военных и политических баталий, общего социального и духовнонравственного кризиса той эпохи порой даже самые дальновидные мыслители теряли веру в прогрессивное будущее человечества, в возможности личности активно влиять на ход исторического процесса.
И тогда созерцательность, свойственная античной философии, уступает место рациональному осмыслению человека.
Одним из показателей перехода от гибнущей античной культуры к новой

[Back]