урожай»28. Таково было римское понимание духовной культуры и культурного человека как человека духовного. Образу культурного человека противопоставлялся образ варвара. Противоположностью варварства является культура, которая для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств. К варварам Цицерон относил людей, забывших об интересах общества и правителей, которые забывают об интересах граждан. Подлинная культура понималась им в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. Надо отметить, что после Цицерона образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти оригинальные теоретические разработки, специально посвященные проблемам культуры и духовности. Суммируя, можно сказать, что в античной философии духовность это качество человека, приобретаемое во время добродетельной жизни; I способность обрести собственную неповторимую природу, при этом остаться в согласии с самим собой, используя аскезу и дисциплину. Все это в целом достигалось человеком через волевые усилия. Таким образом, в философии античности духовность есть волевые усилия человека в различных сферах жизни. Вообще, античная философская традиция имеет ряд характерных черт, во многом определивших и специфику исследования античным мышлением проблемы духовности. Прежде всего, она основана на принципе объективизма. В античном мышлении личность не имеет абсолютизированного значения; центральной философской проблемой здесь является не субъективное отношение человека к миру, а объективное влияние Природы, безграничного и вечного Космоса к человеку как к своей мельчайшей частичке (микрокосмосу). Вследствие этого, античной 28 Цицерон М.т. Избр. соч. М., 1975. С. 252. 34 |
80 догму буква подавляла дух, ограничивала личностную свободу, творчество и инициативу. Принципиально новый шаг в понимании духовности и её теоретическом обосновании сделала античная греческая философия. Греческий мир мыслил более трезво и рационально, хотя и античному типу мышления была характерна синкретичность и слитность, но разум здесь всегда выходил на первое место. Об этой стороне античного мышления хорошо в свое время сказал А.И. Герцен: « Дух не стал еще предметом для грека; он еще не довлел себя без природы и, стало быть, он не ставил, а принимал её, как роковое событие... Грек не мог отделаться от внешней необходимости; он нашел средство быть нравственно свободным признавая её; этого мало: надобно было самое судьбу превратить в свободу, надобно было все победить разуму; надобно было выстрадать эту победу, но греки не умели страдать; они принимали легко самые тяжелые вопросы»7. Вообще, античная философская традиция имеет ряд характерных черт, во многом определивших и специфику исследования античным мышлением проблемы духовности. Прежде всего, она основана на принципе объективизма. В античном мышлении личность не имеет абсолютизированного значения; центральной философской проблемой здесь является не субъективное отношение человека к миру, а объективное влияние Природы, безграничного и вечного Космоса к своей мельчайшей частичке (микрокосмосу) человеку. В следствии этого, античной философии природы присущ абсолютный космологизм. Верхом совершенства и гармонии выступает вес тот же вечный и безграничный Космос, сам себя творящий и организующий, обладающий собственной, имманентно присущей ему свободой в развитии. Отсюда, греческой философии присущ онтологизм и поиски первоосновы, субстанции Природы. Все ранние греческие мыслители ищут некое первоначало мироздания, причинно-необходимый и структурно-организующий принцип Бытия, который выступает не только материальной основой мироздания, но и 84 даст урожая, так и душа. Возделывание души эго и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай»1. К варварам Цицерон относил людей, забывших об интересах общества и правителей, которые забывают об интересах граждан. Противоположностью варварства является культура, которая для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств. Подлинная культура для знаменитого оратора заключена в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. Однако после Цицерона образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти теоретические разработки, специально посвященные проблемам культуры и духовности. Хотя хорошо известно, что отсутствие теоретических работ вовсе не говорит об отсутствии самого явления в жизни. Проблемы духовности встраиваются в наиболее популярные и значимые для данной эпохи системы ценностей, сливаясь с ними, подчеркивая и оттеняя их оригинальность и значимость. В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе духовности и культуры. Идеология раннего христианства выдвинула новые нравственные ценности и совершенно по другому, в сравнении со многими античными мыслителями, трактовала проблему духовности. Среди социальных катастроф первых веков новой эры, военных и политических баталий, общего социального и духовнонравственного кризиса той эпохи порой даже самые дальновидные мыслители теряли веру в прогрессивное будущее человечества, в возможности личности активно влиять на ход исторического процесса. И тогда созерцательность, свойственная античной философии, уступает место рациональному осмыслению человека. Одним из показателей перехода от гибнущей античной культуры к новой |