сочетании заключается понятие личности, которая углубляется в собственную тайну души. Тайна души заключается в образе и подобии Бога. Духовность, таким образом, это стремление постичь тайну души, тем самым человек постигает Бога. Благодаря Августину призыв к углублению личностного сознания, духовности, моральной ответственности получил дальнейшее воплощение в средневековом учении христианства о спасении души. Но не только душа, но и плоть человеческая, по словам христианского философа, божественного происхождения. Он считает, что духовная субстанция есть «некая жизнь, благодаря которой тело одушевляется и лд растет...» . Жизнь по Богу является единственно ценной и достойной человека. Абсолютное превосходство нематериальной души над тленным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. В этом и есть высшее назначение человеческой души. Противоположной точку зрения в ранней средневековой схоластике придерживался сторонник рационализма и номинализма Пьер Абеляр. Он принципиально отрицает необходимость божественного вмешательства для выбора человеком добродетельного образа жизни. Как полагал Абеляр, I человек определяет понятия добра и зла самостоятельно, сознательно и без всякой помощи извне, а божественная благодать не обуславливает добродетель, а награждает человека за добровольный выбор правильных поступков. Таким образом, Абеляр возлагал на самого человека ответственность за свободный и самостоятельный выбор образа действий, согласно со своими личными нравственными убеждениями, ценностными ориентациями и духовного мира. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «Понимаю, чтобы верить». «Самым главным для философа является исследовать истину при помощи 29 29 Августин. О свободном выборе. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 162. 36 |
86 сознания, духовности, моральной ответственности получил дальнейшее воплощение в средневековом учении христианства о спасении души. Но не только душа, но и плоть человеческая, по словам христианского философа, божественного происхождения. Он считает, что духовная субстанция есть «некая жизнь, благодаря которой тело одушевляется и растет...»19. Жизнь по Богу является единнственно ценной и достойной человека. Абсолютное превосходство нематериальной души над тленным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. В этом и есть высшее назначение человеческой души. В ранней средневековой схоластике противоположную точку зрения отстаивал сторонник номинализма и рационализма Пьер Абеляр. Он принципиально отрицает необходимость божественного вмешательства для осуществления человеком добродетельного образа жизни. Согласно Абеляру, человек сам определяет понятия добра и зла, сознательно и без всякой помощи извне, а божественная благодать не предварительное условие нравственных поступков, а лишь последующая награда за такого рода поступки. Отсюда Абеляр возлагал на самого человека ответственность за свободный и самостоятельный выбор образа действий, деятельность которого находится в прямой зависимости от его нравственных убеждений, ценностных ориентаций и духовного мира. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «Понимаю, чтобы верить». «Самым главным для философа является исследовать истину при помощи разума и следовать во всем не 20 мнению людей, а доводам разума» . Философ-схоласт позднего средневековья Фома Аквинский утверждал обратное. По его мнению философия (и наука) является служанкой теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее |