Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 46]

традиций, культуры, языка и слова, мир творений и феноменов субъективного духа.
Можно сказать, что философия нового времени трактует духовность через внутренний мир человека и взаимодействие его с окружающим миром.
Таким образом, развитие внутреннего мира человека понималось как духовный рост.
В деятельности подчинение морали престает быть послушанием и становится свободным выбором, инициативой самого человека.
Духовность в то же время также рассматривается как осознанная личностью фундаментальная ценность в процессе обретения смысла бытия.
Таким образом, на протяжении довольно длительного периода эволюции социально-философских и этических воззрений на сущность и специфику феномена духовности в концепциях мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, наблюдается расширение спектра изучения духовности и одновременно перенос угла зрения на социальные и нравственные аспекты ее анализа.
В отличие от предшествующих эпох, где идея духовного рассматривалась как ставшее, благодаря Богу, Идее или Сущему, как детерминанта «всего и вся», в эпоху Возрождения начинается поворот в исследовании духовного в «лоне» реально живущего и действующего человека.
Философия, литература, искусство обращают пристальный взор на раскрытие богатства внутреннего мира человека, на то, что людей рознит и в то же время объединяет.
В этом смысле эпоху Возрождения можно назвать эпохой отражения красоты духовной сути человека.
В противовес аскетизму средневековья,
человек эпохи I Возрождения открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости и наслаждения.
Основания образов духовности замыкаются на самом человеке, правила и идеалы перестают быть абсолютными, а значит, формируется целый спектр 46
[стр. 97]

97 человеческого общества являются культурой? Можно ли считать культурой войны, каннибализм, жестокость и насилие? Не противоречат ли они представлениям человека о счастье? Эти проблемы Гердер пытается решить, отвечая на вопрос о смысле культуры.
Её смысл, по Гердеру, реализуется в гуманизации человека и общества.
«Мне хотелось бы словом «гуманность» охватить все, что я до сих пор говорил о человеке, о воспитании его благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья, господства над силами Земли»11.
Человек имеет право в этом мире на счастье, именно здесь он должен осуществить гармоническое развитие своей личности.
Эти и другие идеи Гердера во многом предопределили ход дальнейших исследований в области теории и истории культуры и стимулировали дифференциацию предмета их познания и обогащения смысловой нагрузки многих категорий и в первую очередь понятие духовности.
Таким образом, на протяжении довольно длительного периода эволюции социально-философских и этических воззрений на сущность и специфику феномена духовности в концепциях мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, наблюдается расширение спектра изучения духовности и одновременно перенос угла зрения на социальные и нравственные аспекты ее анализа.
В отличие от предшествующих эпох, где идея духовного рассматривалась как ставшее, благодаря Богу, Идее или Сущему, как детерминанта «всего и вся», в эпоху Возрождения начинается поворот в исследовании духовного в «лоне» реально живущего и действующего человека.
Философия, литература, искусство обращают пристальный взор на раскрытие богатства внутреннего мира человека, на то, что людей рознит и в то же время объединяет.
В этом смысле эпоху Возрождения можно назвать эпохой отражения красоты духовной сути человека.
В противовес аскетизму средневековья,
возрожденческий человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости и

[Back]