различных образов. Изменение мира в ходе Просвещения, урбанизация и формирование буржуазного общества привели к мировоззренческой переадаптации человека. Этим и объясняется поворот во взглядах на духовность. Возникла необходимость обращения к «человеку массовому», который должен обладать достаточным диапазоном научных знаний, образованностью, чтобы быть способным создавать и обслуживать всё усложняющиеся I машины и средства труда, уметь разбираться в системе новых общественных отношений и более четко определять в этой системе свое место и роль. Новые цели и задачи, встающие перед человеком, требовали формирования новых типов моральной стимуляции, моральных ориентиров и идеалов. «...Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширения власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным»37 38. Новый этап философского осмысления духовности связал с мощным социально-политическим учением марксизмом. Духовность в марксизме представляется как исторический процесс познания человеком окружающего мира и самого себя, его творческого развития в деятельности по преобразованию социальной реальности, где «как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество» . Проблемы сознания и деятельности человека, возможности сознательного преобразования общественного бытия обретают в марксизме особое значение не только в вопросах разработки путей и методов анализа I социальной реальности, но и при обосновании духовного мира человека, его 37 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1977. Т.2. С. 509. 38 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 118. 47 |
98 наслаждения. Зарождающиеся и развивающиеся капиталистические отношения востребовали мировоззренческую переадаптацию человека. В связи с этим философия Нового времени совершает поворот во взглядах на духовность. Суть его состоит в обращении «изнутри» общества и самой эпохи к «человеку массовому», который должен обладать достаточным диапазоном научных знаний, образованностью, чтобы быть способным создавать и обслуживать всё усложняющиеся машины и средства труда, уметь разбираться в системе новых общественных отношений и более четко определять в этой системе свое место и роль. Это требовало широкого задействования ранее «дремавших» сущностных сил человека, в том числе повышения активности его разума, чувств и эмоций. Философия фактически «готовила» духовные основания такого человека, показывая его огромные (до сих пор скрытые) творческие возможности, силу разума и чувства. «...Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширения власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным»12. Как специфический духовный феномен новой исторической эпохи выделяется немецкая классическая философия. Её огромная заслуга состоит в том, что проблема духовности трактуется здесь как особое сущностное определение человека и общества, их имманентный атрибут, диалектическое противоречие бытия и существования, долженствования и деятельности, конкретной реальности и абстрактного идеала. Огромная заслуга классиков немецкой философии в том, что духовность впервые представлена ими как самостоятельный содержательный процесс, куда «включается» и сам человек. Тогда как в предшествующих философских системах духовность (прямо или опосредованно) «увязывалась» с тем или иным свойством, качеством, состоянием окружающего мира, самого человека или рассматривалась сама по себе, то теперь духовность представляется целостной, и, саморазвиваясь как целостность, она преобразует и «скрепляет» мир человека, общества, природы 105 развития в деятельности по преобразованию социальной реальности, где «как само общество производит человека как человека, так и он производит лд общество» . Проблемы сознания и деятельности человека, возможности сознательного преобразования общественного бытия обретают в марксизме особое значение не только в вопросах разработки путей и методов анализа социальной реальности, но и при обосновании духовного мира человека, его активной жизненной позиции в обществе. У представителей классической немецкой философии понятие «духовность» не несет той значительной познавательной нагрузки, как у просветителей. Многие аспекты духовности рассматриваются ими в контексте общефилософских проблем. Тем не менее, данная проблема не только получает здесь свое новое теоретическое осмысление, но и существенно изменяет само направление и способ исследования, превращаясь из абстрактно-теоретической в социально-практическую задачу. И хотя выдающиеся мыслители этого периода ещё не выработали единого интегративного метода в решении данного вопроса, но наметили новые подходы в его исследовании и общее поле конституирования сложного и многоаспектного феномена духовности как специфического способа социального бытия человека, способа его жизнедеятельности, нравственного и духовного самосовершенствования и творческой ориентации в условиях новой реальной действительности. 2.3. Современная западная социально-философская мысль о духовности Данное направление в социально-философской мысли предлагает наиболее разнородную и противоречивую гамму суждений и подходов в теоретическом осмыслении духовности как самобытийственного феномена. Его представители поставили актуальные вопросы смысла жизни человека под давящими на него материальными, социальными, экономическими и |