активной жизненной позиции в обществе. Таким образом, в Новое Время философская мысль не углублялась в познавательную суть духовности. Многие аспекты духовности рассматриваются только в контексте общефилософских проблем. Тем не менее, данная проблема не только получает здесь свое новое теоретическое осмысление, но и существенно изменяет само направление и способ исследования, превращаясь из абстрактно-теоретической в социальнопрактическую задачу. И хотя выдающиеся мыслители этого периода так и не выработали единого интегративного образа духовности, но наметили новые подходы в его исследовании и общее поле конституирования сложного и многоаспектного феномена духовности как специфического способа социального бытия человека, способа его жизнедеятельности, нравственного и духовного самосовершенствования и творческой ориентации в условиях новой реальной действительности. Философия рубежа XIX начало XX вв. связала «духовность» с феноменом «воля». А. Шопенгауэр считал, что сущность человеческого I бытия есть воля к жизни. Поэтому человеческое тело есть сгусток ощутимой и видимой воли, т.к. каждый человек через собственное тело ощущает сущность своего внутреннего феномена. Воля, по его мнению, это нравственное напряжение, постоянная неудовлетворенность своим состоянием. Сущность мира, в котором живет человек, это ненасытная, неудержимая, слепая воля, и когда человек это понимает, то начинает подавлять волю. Процесс развития подавления воли и достижения состояния благодати происходит при помощи свободы от воли, что и есть духовность. Таким образом, Шопенгауэр утверждает, что отказ от усилий, которых требует воля от человека, есть залог достижения духовности. Этот образ представляет новый виток аскетической идеи. 48 |
105 развития в деятельности по преобразованию социальной реальности, где «как само общество производит человека как человека, так и он производит лд общество» . Проблемы сознания и деятельности человека, возможности сознательного преобразования общественного бытия обретают в марксизме особое значение не только в вопросах разработки путей и методов анализа социальной реальности, но и при обосновании духовного мира человека, его активной жизненной позиции в обществе. У представителей классической немецкой философии понятие «духовность» не несет той значительной познавательной нагрузки, как у просветителей. Многие аспекты духовности рассматриваются ими в контексте общефилософских проблем. Тем не менее, данная проблема не только получает здесь свое новое теоретическое осмысление, но и существенно изменяет само направление и способ исследования, превращаясь из абстрактно-теоретической в социально-практическую задачу. И хотя выдающиеся мыслители этого периода ещё не выработали единого интегративного метода в решении данного вопроса, но наметили новые подходы в его исследовании и общее поле конституирования сложного и многоаспектного феномена духовности как специфического способа социального бытия человека, способа его жизнедеятельности, нравственного и духовного самосовершенствования и творческой ориентации в условиях новой реальной действительности. 2.3. Современная западная социально-философская мысль о духовности Данное направление в социально-философской мысли предлагает наиболее разнородную и противоречивую гамму суждений и подходов в теоретическом осмыслении духовности как самобытийственного феномена. Его представители поставили актуальные вопросы смысла жизни человека под давящими на него материальными, социальными, экономическими и |