современной философской мысли духовность вновь выносится за пределы человека, и духовный рост представляет собой как бы гармонизацию внутреннего мира человека с идеальным образом с духовности. Особо выделяются свобода духа и личности, определяющих детерминанты социального бытия субъекта, либо же наоборот, противопоставляя свободу личности социуму. Развитие естествознания, сдвиги в научной картине мира привели к изменению мироощущения, а, следовательно, в формируемых образах духовности. В философской традиции XX века понимание духовности все больше 4 дифференцировалось. Процесс воображения, с помощью которого создаются образы понимал под духовным Ж.-П. Сартр. При этом сам образ у него есть сознание, которое определяет воображаемый (надреальный) мир как реальный универсум. Основной категорией морали у философа является свобода. Рассматриваемая на базе индивидуального сознания, она предстает как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность существования человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе». Исследуемая в психологии духовность окончательно утрачивает признаки внешнего свойства духа. Дух и душа в психологии рассматриваются в материалистическом ключе как психофизическая сущность человека (его головного мозга) и ее содержание. Духовность у Юнга это одна из форм «коллективного бессознательного», то есть исторического опыта родовой, социальной жизни индивида, который оседает в глубинах человеческой психики мощными пластами воли и совести, знание о природе которых условие успешного пути к пониманию себя и управлению собой. Бессознательное «идентично у 51 |
115 свободу человеческого духа. Для М. Шелера, у которого человек находится в состоянии вечного протеста против всякой действительности, в духовном (как духовная деятельность) человек сублимирует энергию собственных влечений; способность к последнему отличает его от животных15. У А.Н. Уайтхеда духовность возникает в объединяющей людей деятельности и оказывает своё огромное воздействие на выбор этой деятельности, на расстановку акцентов внутри неё, на её дифференциацию. Духовное начало сохраняет стабильность, «предохраняя» душу человека от воздействия новизны окружающего мира. И важно сохранить устойчивость личностной духовности, что станет условием устойчивости личности, её цельности, стабильности под воздействием изменяющихся условий окружающей среды16. У Ж. Маритена «личность есть субстанция, характеризующаяся наличием души как субстанциональной формы, и живущая не только биологической инстинктивной, но также интеллектуальной и волевой жизнью»17. Ж.-П. Сартр под духовным понимал процесс воображения, с помощью которого создаются образы. При этом сам образ у него есть сознание, которое определяет воображаемый (надреальный) мир как реальный универсум. В сфере духовного особое место занимает свобода, которая является основной категорией морали. Рассматриваемая на базе индивидуального сознания, она предстает как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность существования 1Я человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе» . Для А. Бергсона духовное существует как бессознательное («дух без памяти») и на уровне рефлексии, оно материализуется в актуальном восприятии и таким образом становится настоящим и действующим. Духовность человека (личностная духовность) поддерживает и активизирует его внимание к жизни и далее готовность к личностной самореализации в любых обстоятельствах жизни19. В. Франкл рассматривает человека как духовное существо и считает, что он должен иметь мужество духовно жить и ему надо об этом напоминать. 120 Таким образом, духовность у Юнга это одна из форм «коллективного бессознательного», то есть исторического опыта родовой, социальной жизни индивида, который оседает в глубинах человеческой психики мощными пластами воли и совести, знание о природе которых условие успешного пути к пониманию себя и управлению собой. Бессознательное «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным» . Влияние мощных толчков бессознательного постоянно ощущается в процессе жизни и деятельности человека, формирования его культуры, духовного мира. Проблема бессознательного и его влияния на духовность получает своё дальнейшее развитие в творчестве известного французского философа, антрополога и этнографа К. Леви-Строса. Его структурно-антропологическая концепция во многом сложилась под воздействием семиотики, лингвистики, математики и кибернетики. Важное место в этой концепции занимает бессознательное. В отличие от Юнга для Леви-Строса бессознателное скрытый механизм знаковых систем. Дело в том, что на сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но это он делает, подчиняясь определенным правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие и не догадываются. Эти правила элементы структуры языка. Но точно такие же элементы структуры должны существовать, считает Леви-Строс, во всех сферах духовной культуры человеческого сообщества: в области искусства, права, религии и так далее. Эти структурные элементы проявляются в индивидуальной жизни. «В таком выражении и состоит бессознательная деятельность человеческого духа»27. Для понимания Леви-Стросом духовности важным представляется также его мысль о единстве внешнего и внутреннего. Внешнее это те символы, которыми человек оперирует. Внутреннее это бессознательная структура его разума, духовного мира. Внутреннее не меняется в человеке, а вот что касается внешнего, то здесь все наоборот. Эмпирическая реальность меняется, и это |