Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 51]

современной философской мысли духовность вновь выносится за пределы человека, и духовный рост представляет собой как бы гармонизацию внутреннего мира человека с идеальным образом с духовности.
Особо выделяются свобода духа и личности, определяющих детерминанты социального бытия субъекта, либо же наоборот, противопоставляя свободу личности социуму.
Развитие естествознания, сдвиги в научной картине мира привели к изменению мироощущения, а, следовательно, в формируемых образах духовности.
В философской традиции XX века понимание духовности все больше 4 дифференцировалось.
Процесс воображения, с помощью которого создаются образы
понимал под духовным Ж.-П.
Сартр.
При этом сам образ у него есть сознание, которое определяет воображаемый (надреальный) мир как реальный универсум.

Основной категорией морали у философа является свобода.
Рассматриваемая на базе индивидуального сознания, она предстает как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность существования
человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе».
Исследуемая в психологии духовность окончательно утрачивает признаки внешнего свойства духа.
Дух и душа в психологии рассматриваются в материалистическом ключе как психофизическая сущность человека (его головного мозга) и ее содержание.
Духовность у Юнга это одна из форм «коллективного бессознательного», то есть исторического опыта родовой, социальной жизни индивида, который оседает в глубинах человеческой психики мощными пластами воли и совести, знание о природе которых условие успешного пути к пониманию себя и управлению собой.
Бессознательное «идентично у
51
[стр. 115]

115 свободу человеческого духа.
Для М.
Шелера, у которого человек находится в состоянии вечного протеста против всякой действительности, в духовном (как духовная деятельность) человек сублимирует энергию собственных влечений; способность к последнему отличает его от животных15.
У А.Н.
Уайтхеда духовность возникает в объединяющей людей деятельности и оказывает своё огромное воздействие на выбор этой деятельности, на расстановку акцентов внутри неё, на её дифференциацию.
Духовное начало сохраняет стабильность, «предохраняя» душу человека от воздействия новизны окружающего мира.
И важно сохранить устойчивость личностной духовности, что станет условием устойчивости личности, её цельности, стабильности под воздействием изменяющихся условий окружающей среды16.
У Ж.
Маритена «личность есть субстанция, характеризующаяся наличием души как субстанциональной формы, и живущая не только биологической инстинктивной, но также интеллектуальной и волевой жизнью»17.
Ж.-П.
Сартр под духовным понимал процесс воображения, с помощью которого создаются образы.
При этом сам образ у него есть сознание, которое определяет воображаемый (надреальный) мир как реальный универсум.

В сфере духовного особое место занимает свобода, которая является основной категорией морали.
Рассматриваемая на базе индивидуального сознания, она предстает как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность существования
человека: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе» .
Для А.
Бергсона духовное существует как бессознательное («дух без памяти») и на уровне рефлексии, оно материализуется в актуальном восприятии и таким образом становится настоящим и действующим.
Духовность человека (личностная духовность) поддерживает и активизирует его внимание к жизни и далее готовность к личностной самореализации в любых обстоятельствах жизни19.
В.
Франкл рассматривает человека как духовное существо и считает, что он должен иметь мужество духовно жить и ему надо об этом напоминать.


[стр.,120]

120 Таким образом, духовность у Юнга это одна из форм «коллективного бессознательного», то есть исторического опыта родовой, социальной жизни индивида, который оседает в глубинах человеческой психики мощными пластами воли и совести, знание о природе которых условие успешного пути к пониманию себя и управлению собой.
Бессознательное «идентично у
всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным» .
Влияние мощных толчков бессознательного постоянно ощущается в процессе жизни и деятельности человека, формирования его культуры, духовного мира.
Проблема бессознательного и его влияния на духовность получает своё дальнейшее развитие в творчестве известного французского философа, антрополога и этнографа К.
Леви-Строса.
Его структурно-антропологическая концепция во многом сложилась под воздействием семиотики, лингвистики, математики и кибернетики.
Важное место в этой концепции занимает бессознательное.
В отличие от Юнга для Леви-Строса бессознателное скрытый механизм знаковых систем.
Дело в том, что на сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но это он делает, подчиняясь определенным правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие и не догадываются.
Эти правила элементы структуры языка.
Но точно такие же элементы структуры должны существовать, считает Леви-Строс, во всех сферах духовной культуры человеческого сообщества: в области искусства, права, религии и так далее.
Эти структурные элементы проявляются в индивидуальной жизни.
«В таком выражении и состоит бессознательная деятельность человеческого духа»27.
Для понимания Леви-Стросом духовности важным представляется также его мысль о единстве внешнего и внутреннего.
Внешнее это те символы, которыми человек оперирует.
Внутреннее это бессознательная структура его разума, духовного мира.
Внутреннее не меняется в человеке, а вот что касается внешнего, то здесь все наоборот.
Эмпирическая реальность меняется, и это

[Back]