Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 54]

идеализме Беркли.
Влияние деятельности человека и связь ее с жизнью человека, с социальной реальностью принижается, что даже с точки зрения самого человека, вряд ли правомерно и теоретически оправданно.
В этой связи, формируемые ими образы духовности крайне нестойки и отличаются ситуационностыо и нечеткостью.
Несколько иная картина наблюдалась в русской философской мысли.
Здесь все еще сильно влияние православной христианской мысли.
Г.С.
Сковорода просветитель-демократ, философ и поэт
занимался поиском истин внутреннего и внешнего мира, смысла бытия.
Это привело его к созданию теории «трёх миров», объемлющих собой всё существующее: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов» (Библия), причем каждый из них состоит из двух натур «внешней» (материальной) и
I «внутренней» (духовной).
Предпочтение при этом философ отдавал внутренней духовной стороне.

Счастье, по его пониманию, надо искать не во внешних атрибутах (богатстве, власти, деньгах), а в самих себе, в собственном внутреннем мире, в душевном веселии и довольстве, в согласии с самим собой.
Достичь этого можно только через жизнь в согласии с волей Бога, через развитие своих склонностей и дарований.

Философ ставит моральное начало во главу изменения общества.
У Бердяева мы встречаем рассуждения о русской душе, уникальности ее «пейзажа», о духовных истоках драматической судьбы России, её истории и культуры.
В произведении «Душа России» он писал: «...прежде всего, человек должен любить свою землю, любить во всех её противоречиях, с её грехами и недостатками.
Без любви к своей земле человек бессилен чтонибудь сотворить, бессилен овладеть землей...
Раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной культуры.
Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за
54
[стр. 131]

131 «чистую жизнь»: неподвластность духовной жизни светской, а священнослужителей мирским государям.
Они выступали за «согласие» человеческого разума с божественным откровением и «очищение» ума от мирских страстей, «нестяжательство»8.
Даже этот небольшой экскурс в эпоху средневековья, позволяет утверждать, что и в условиях монопольного влияния официальной церкви на духовную жизнь общества, различные идеи и движения способствовали развитию образования и знания, в том числе и философского.
Культуротворческая роль церкви с одной стороны, и её негативное отношение ко всему новому, прогрессивному, рационально объяснимому с другой способствовали зарождению кризиса средневекового мировоззрения, формированию культуры и духовности уже в новых условиях.
Продолжателем лучших традиций русской философии был Г.С.
Сковорода просветитель-демократ, философ и поэт,
который посвятил себя поиску истин внутреннего и внешнего мира, или уяснению смысла и цели человеческого бытия.
Это привело его к созданию теории «трёх миров», объемлющих собой всё существующее: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов» (Библия), причем каждый из них состоит из двух натур «внешней» (материальной) и
«внутренней» (духовной).
Предпочтение при этом философ отдавал внутренней духовной стороне
дела.
Счастье, считал он, надо искать не во внешних атрибутах (власть, деньги, богатство), а в самих себе, в собственном внутреннем мире, в душевном веселии и довольстве, в согласии с самим собой.
Достичь этого можно только через жизнь в согласии с волей Бога, через развитие своих склонностей и дарований.

Главным в создании нового общества Сковорода считал моральное начало.
Одним из мыслителей, предварившим философские и культурологические искания отечественных ученых в последующие десятилетия был П.Я.
Чаадаев.
Он провидчески критиковал некоторые отрицательные стороны европейской культуры и духовности, такие как хаос

[стр.,137]

137 реализуется в творчестве15.
Как мыслитель Бердяев известен также исследованиями о русской душе, уникальности ее «пейзажа», о духовных истоках драматической судьбы России, её истории и культуры.
В произведении «Душа России» он писал: «...прежде всего, человек должен любить свою землю, любить во всех её противоречиях, с её грехами и недостатками.
Без любви к своей земле человек бессилен что-нибудь сотворить, бессилен овладеть землей...
Раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной культуры.
Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за
грани культуры.
Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и в русском искании правды»16.
Одним из авторитетных представителей русской социальной философии является С.Л.
Франк.
Он продолжил традицию фундаментального исследования мировоззренческих проблем, уже сложившуюся в российской философии и представленной трудами В.С.
Соловьева, С.Н.
и Е.Н.
Трубецких, Л.М.
Лопатина.
Однако по многим направлениям его философская мысль шла дальше.
Идея Всеединства, широко разработанная Соловьевым, нашла в лице Франка своего достойного последователя.
И если у первого намечены основные линии той антропологии, которая соответствует системе Всеединства, то «только Франк договорил до конца, довел до предельной четкости учение о человеке в пределах системы Всеединства, и в этом его огромная заслуга»17.
Философская концепция Франка, все его главные размышления концентрируются на духовности как основе человеческого бытия.
Благодаря духовному, общественная жизнь несет в себе духовную природу, которая сама по себе «есть живая, укорененная в человеческом сердце и властвующая над ним идея или жизнь, определяется идеальными силами» и, благодаря её наличию становится понятным «субъективно-объективное, 1 Я _ человеческое, сверхчеловеческое единство» .
Духовное внутреннее (в человеке) от духовного внешнего (в обществе) отличается тем, что последнее

[Back]