Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 55]

грани культуры.
Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и в русском искании правды»46.
В целом в советский период развития философской мысли понятие «духовность» всегда рассматривалось неоднозначно и упоминалось чаще всего в ценностном, а также деятельностном подходах.
В рамках деятельностного подхода деятельность понималась в самом широком смысле слова как проявление человеческой активности и охватывала собой все виды деятельности в производственной сфере, повседневную практику, способы жизнеустройства человеческого бытия в социальном и политическом аспектах, а также деятельность в духовном производстве (научную, религиозную, философскую, творчество в широком смысле слова).
Термин «духовность» в этом подходе упоминался в контексте исследования духовного производства.
В рамках же ценностного подхода под духовностью понимался моральный кодекс и его соблюдение.
Исследования русской культуры и духовности занимают особое место в творчестве Лихачева.
Культура России сложилась в условиях многонациональной обстановки.
Россия служила гигантским мостом между народами, мостом, прежде всего культурным.
С одной стороны, этот мост облегчает общение между народами, а с другой облегчает и вражду, злоупотребления государственной власти.
Но поляризованность русского характера, считает ученый, не означает поляризованности русской культуры и духа русского народа.
Добро и зло в русском характере вовсе не уравнены.
Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла.
Культура и духовность
строятся на добре, а не на зле, выражают доброе начало в народе47.
Лихачев считает, что духом всех гуманитарных наук должен быть патриотизм.
“Впервые различать традиционную “биологическую” экологию и экологию * Русская идея.
М., 1992.
С.
311-312.
47 Лихачев Д.С.
Культура как целостная среда.
// Новый мир.
1994.
№ 8 55
[стр. 138]

138 «есть именно обнаружение, раскрытие и воплощение вовне этой глубинной стороны духовной жизни»19.
Франк полагал, что «первичной» является при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной духовная реальность.
По мнению философа, человек может в известной мере «закрыть глаза» на эмпирическую действительность, уйти, отстраниться, отрешиться от неё, потерять связь с нею; но он никак и никуда не может уйти от реальности собственного «Я»; она есть и остается в нем, даже когда он её не замечает.
Собственная «душа» или жизнь есть достояние более важное и нужное человеку, чем все богатства и царства мира.
Выдающимся ученым, внесшим неоценимый вклад в осмысление культуры и духовности России и её народа, является Д.С.
Лихачев.
По его мнению в понятие «культура» должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.
Культура это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и наций.
Для существования и развития настоящей, большой культуры, считает академик, в обществе должна наличествовать высокая культурная осведомленность, более того ~ культурная среда, среда владеющая не только национальными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству.
Особое место в творчестве Лихачева занимают исследования русской культуры и духовности.
Культура России сложилась в условиях многонациональной обстановки.
Россия служила гигантским мостом между народами, мостом, прежде всего культурным.
С одной стороны, этот мост облегчает общение между народами, а с другой облегчает и вражду, злоупотребления государственной власти.
Но поляризованность русского характера, считает ученый, не означает поляризованности русской культуры и духа русского народа.
Добро и зло в русском характере вовсе не уравнены.
Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла.
Культура и духовность
лл строятся на добре, а не на зле, выражают доброе начало в народе" .
Огромная

[Back]