“культурную” предложил Лихачев, особо отметив роли памяти, духовной преемственности, всего того, что связано с прошлым. “Убить человека биологически, пишет ученый, может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии л л культурной . Речь идёт о взаимодействии и взаимозависимости как живой, так и неживой природы, хозяйственной и духовной деятельности человека, о единстве природы и человеческой истории. Таким образом, послереволюционное развитие отечественной философии, проходит не совсем в отрыве от философии западной, однако под жестким детерминирующим воздействием материалистической идеологии и с учетом исторической традиции. Работы о духовности в значительной мере обогатили гуманитарное содержание политики, идеологии, обучения и воспитания, общественной жизни в целом. Главной чертой этого периода нашей истории, стало то, что вопросы духовности исследовались в свете реально действующего человека и реально стоящих перед обществом задач. Другой характерной чертой этого периода являются споры о первичности и вторичности «духовного» и «физического». Долгое время материалистическая философия определяла первичность «физической» составляющей в человеке и более того ее формирующую роль в образовании «духовной». Однако отход от истмата и тесное знакомство с работами современной западной философии вновь сделали этот вопрос дисскусионным. Суммируя, можно сказать, что развитие понятия о духовности в философской мысли породило целый спектр взглядов и подходов к проблеме. 48 48 Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. С. 201-202. 56 |
139 роль в воспитании патриотизма, в творчестве ученого, принадлежит гуманитарным наукам. Патриотизм должен быть духом всех гуманитарных наук, считает академик. «Впервые различать традиционную «биологическую» экологию и экологию «культурную» предложил Лихачев, делая при этом акцент на роли памяти, духовной преемственности, всего того, что связано с прошлым. «Убить человека биологически, пишет ученый, может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно 21 может несоблюдение экологии культурной» . Речь идёт о взаимодействии и взаимозависимости как живой, так и неживой природы, хозяйственной и духовной деятельности человека, о единстве природы и человеческой истории. Новый ракурс видения социально-нравственной и духовной жизни нашел русский философ и моралист Н. Лосский. В основу своей этики он положил проблему ценностей и их классификацию. Это позволило ему оригинально и последовательно сконструировать картину совершенствования человеческого духа на путях постижения абсолютного добра как вершины в иерархии духовных ценностей. Основополагающий труд Лосского «Условия абсолютного добра» открывает следующее введение, задающее цель и характеризующее пути исследования: «Этика есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека. Она исследует конечную цель жизни человека и поведения его, поскольку оно ведет к достижению этой цели или отклонения от неё» . Здесь философ признает социально значимыми для личности ценности не только абсолютные, но и относительные. Однако каждая относительная ценность, имея различную форму выражения и будучи исторически изменчивой в связи с развитием человека и социума, все же содержит в себе нечто вечное и нетленное, особое и непреложное содержание, обеспечивающее преемственность самого исторического развития человека и социума. К подобным ценностям относится и феномен духовного, приобретающий, по мнению Лосского, особое значение именно в сфере морали и нравственной мотивации личности. |