прочность нашему бытию. Отсюда неизбежнее для всех людей меланхоличное, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание...”71. Отсюда и понимание духовности, которое находит здесь наиболее полное и объемное выражение в сочетании с идеей целосности. В сути своей само понятие “духовность” рассматривается отечественными учеными как то всеобщее (внешнее и внутреннее), с помощью чего и на основе чего возможно не только осознавать цельность бытия общества и человека, но и “делать” их таковыми. Однако, представляется целесообразным подчеркнуть, что до сих пор не утихают споры о русской культуре, её истоках и специфике, о менталитете русского человека и его духовности. Действительно, спор об особом пути нашего государства имеет многовековые традиции. Это позволяло “открывать” новые пласты в истории России и её культуре, приобщать новые поколения к традициям, обычаям, привычкам своего народа, способствовать формированию фундаментальных качеств русского человека. Другое дело, когда пытаются доказать отсутствие особенного пути в нашей истории, когда за некий эталон или образец жизненного пути развития предлагается американский, западноевропейский, японский и другие варианты, что мягко говоря не вяжется с элементарной логикой. У каждого народа, у каждой страны всегда были, есть и будут своя история, своя культура и своя национальная духовность. Есть они и у России. Известно, что русская нация много раз оказывалась в критической ситуации. В период зависимости русских княжеств от Золотой Орды восточное влияние не обнаруживается ни в письменности, ни в искусстве. Насилие не создает ни культуры, ни культурных взаимодействий. Этот исторический урок навсегда остался в памяти русского народа, остро воспринимающего несчастье других. Но в том и сила духа русского народа, специфика его 71 Франк СЛ. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 91. 74 I |
126 и объемное выражение в сочетании с идеей целосности. В сути своей само понятие «духовность» рассматривается отечественными учеными как то всеобщее (внешнее и внутреннее), с помощью чего и на основе чего возможно не только осознавать цельность бытия общества и человека, но и «делать» их таковыми. Однако, представляется целесообразным подчеркнуть, что до сих пор не утихают споры о русской культуре, её истоках и специфике, о менталитете русского человека и его духовности. Действительно, спор об особом пути нашего государства имеет многовековые традиции. Это позволяло «открывать» новые пласты в истории России и её культуре, приобщать новые поколения к традициям, обычаям, привычкам своего народа, способствовать формированию фундаментальных качеств русского человека. Другое дело, когда пытаются доказать отсутствие особенного пути в нашей истории, когда за некий эталон или образец жизненного пути развития предлагается американский, западноевропейский, японский и другие варианты, что мягко говоря не вяжется с элементарной логикой. У каждого народа, у каждой страны всегда были, есть и будут своя история, своя культура и своя национальная духовность. Есть они и у России. Известно, что русская нация много раз оказывалась в критической ситуации. В период зависимости русских княжеств от Золотой Орды восточное влияние не обнаруживается ни в письменности, ни в искусстве. Насилие не создает ни культуры, ни культурных взаимодействий. Этот исторический урок навсегда остался в памяти русского народа, остро воспринимающего несчастье других. Но в том и сила духа русского народа, специфика его культуры, что она не позволяла россиянам утратить самобытность и самостоятельность, свободолюбие и патриотизм, творческий дух и доброту в самой сложной, критической ситуации. Россия имеет свой опыт формирования государственности, борьбы за неё, свои особенности становления отечественного образования, образа жизни и мышления; у нас «своя особая вера, свой характер, свой уклад души. Мы иначе любим, иначе созерцаем, иначе поем. Так было всегда» (И. Ильин). Все |