Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 76]

Гераклита, Парменида, но и на Демокрита и Диогена.
И это сказалось на том, что оригинальные русские сочинения появляются уже в X веке.
Первое произведение русской литературы так называемая
“Речь философа”, в которой на основе разных переводных источников кратко рассказывалась история мира от его сотворения до возникновения вселенской христианской церкви.
Большинство из трудов дошедшей до нас русской письменности домонгольского периода религиозные сочинения, но как отмечает Д.С.Лихачев, в этом нет ничего удивительного:
“Мы представляем древнерусскую литературу значительно более церковной, чем она была на самом деле”73.
Этот период отмечен повсеместным насаждением образованности, когда
“нача ставити по городам церкви и попы”, а также забирали “у нарочитые чади дети” и отдавали их на “ученье книжное”.
В Х1-ХШ вв.
на Руси в обращении находилось около 130-140 тысяч рукописных книг нескольких названий.
В Киеве в 1037г.
Ярославом Мудрым была* создана первая на Руси библиотека.
В одной из летописей писалось, что Ярослав
“и к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем.
И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и писали они книг множество, ими же поучаются верные
люди...”74.
Уже в княжение Ярослава Мудрого (1015-1054) при дворе была создана своеобразная духовная академия, имевшая славу даже за пределами Руси.
В церкви святой Софии была составлена целая библиотека в 500 томов славянских церковноучительских и богослужебных книг.
Только это уже опровергает
“доказательства” о духовной отсталости древней Руси.
“Надо отличать о какой отсталости может идти речь, пишет по этому поводу Д.С.
Лихачев, в конце эпохи и в каких областях культуры.
До завоевания Руси
татаро73 Лихачев Д.
Возникновение древнерусской литературы.
М., 1984.
С.
7.
74 Глухов А.Г.
В лето 1037...
М., 1974.
С.
32.
76
[стр. 127]

127 вместе взятое и есть объективная основа для русской культуры как таковой.
Именно она выражала (стремилась к этому) закономерности, тенденции в развитии русской духовности и жизни и в определенном смысле (учитывая исторически сложившиеся центры духовной жизни и культуры Руси: КиевМосква-Санкт-Петербург) и всех её народов, их своеобразный исторический путь становления и развития.
Но весь вопрос не в том, каковы черты, качества присущи русской национальной культуре (это проблема другого плана), а в выделении в ней того типического, существенного, что позволяет судить с должным пониманием о предмете исследования о духовности, её понимании в классической русской философии и русской культурологической мысли.
Считается, что идеи о духовности не нашли должного отражения в философских трудах, а лишь истолковывались в отдельных литературных памятниках, когда социальная картина Руси была окрашена «тройной смесью»: религиозностью, племенами, социальным расслоением на классы2.
Однако исследования показывают, что русская книжность с самого начала своего существования впитала в себя не столько литературу развлекательную, не только религиозно-богословские труды, но и работы по философии.
Особенно широко на Руси были знакомы с сочинениями Иоанна Дамаскина, делающего обширные ссылки не только на Аристотеля, Платона, Гераклита, Парменида, но и на Демокрита и Диогена.
И это сказалось на том, что оригинальные русские сочинения появляются уже в X веке.
Первое произведение русской литературы так называемая
«Речь философа», в которой на основе разных переводных источников кратко рассказывалась история мира от его сотворения до возникновения вселенской христианской церкви.
Большинство из трудов дошедшей до нас русской письменности домонгольского периода религиозные сочинения, но как отмечает Д.С.Лихачев, в этом нет' ничего удивительного:
«Мы представляем древнерусскую литературу значительно более церковной, чем она была на самом деле»3.


[стр.,128]

128 Этот период отмечен повсеместным насаждением образованности, когда «нача ставити по городам церкви и попы», а также забирали «у нарочитые чади дети» и отдавали их на «ученье книжное».
В Х1-ХШ вв.
на Руси в обращении находилось около 130-140 тысяч рукописных книг нескольких названий.
В Киеве в 1037г.
Ярославом Мудрым была создана первая на Руси библиотека.
В одной из летописей писалось, что Ярослав
«и к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем.
И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и писали они книг множество, ими же поучаются верные
люди...»4.
Уже в княжение Ярослава Мудрого (1015-1054) при дворе была создана своеобразная духовная академия, имевшая славу даже за пределами Руси.
В церкви святой Софии была составлена целая библиотека в 500 томов славянских церковно-учительских и богослужебных книг.
Только это уже опровергает
«доказательства» о духовной отсталости древней Руси.
«Надо отличать о какой отсталости может идти речь, пишет по этому поводу Д.С.
Лихачев, в конце эпохи и в каких областях культуры.
До завоевания Руси
татаро-монголами в середине XIII века ни о какой отсталости говорить не приходится.
Она была грозным государством, с обширными международными связями и гордым патриотическим самосознанием...»5.
В нынешних исторических условиях особо следует сказать о Руси XII века с центром во Владимире.
Культуру Владимирской Руси по праву называют «золотым веком» в истории домонгольского периода нашей страны.
В ее культуре нашли выражение исторические преобразования, которые привели к образованию новой ветви славяно-русской народности, положившей начало великорусскому народу.
«Это был, пишет Н.И.
Костомаров, период благосостояния Восточной Руси.
Земля населялась; строились церкви и монастыри; искусство поднялось до такой степени, что русские не нуждались более в иностранных мастерах: у них были свои зодчие и иконописцы»6.
Это еще раз подтверждает мысль о том, что Древняя Русь домонгольского периода никак не может рассматриваться как более отсталая по сравнению с Западной

[Back]