Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 77]

монголами в середине XIII века ни о какой отсталости говорить не приходится.
Она была грозным государством, с обширными международными связями и гордым патриотическим
самосознанием...”75.
В нынешних исторических условиях особо следует сказать о Руси XII века с центром во Владимире.
Культуру Владимирской Руси по праву называют
“золотым веком” в истории домонгольского периода нашей страны.
В ее культуре нашли выражение исторические преобразования, которые привели к образованию новой ветви славяно-русской народности,
I положившей начало великорусскому народу.
“Это был, пишет Н.И.
Костомаров, период благосостояния Восточной Руси.
Земля населялась; строились церкви и монастыри; искусство поднялось до такой степени, что русские не нуждались более в иностранных мастерах: у них были свои зодчие и
иконописцы”76.
Это еще раз подтверждает мысль о том, что Древняя Русь домонгольского периода никак не может рассматриваться как более отсталая по сравнению с Западной
Европой.
Духовная культура этого периода, находясь по воздействием трёх исторических и этнических сил, примкнула к христианской, православной традиции, которая подчинила себе славянский мир.
Первым русским философом принято считать митрополита киевского Илариона (XI век), хотя к большому сожалению, фамилия этого известного человека отсутствует, практически, во всех отечественных философских словарях.
Он был крупнейшим мыслителем и публицистом, основателем новой социологической теории государственного централизма и самобытности Киевской державы.
Величайшим произведением, определившим духовный стержень
“русской идеи”, которая проявилась во I всем своем объеме лишь в XIX веке, явилось “Слово о законе и благодати” 73 76 Лихачев Д.С.
Культура русского народа Х-ХУН вв.
М.-Л., 1961.
С.
6.
Костомаров Н.И.
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
М., 1993.
С.
58.
77
[стр. 128]

128 Этот период отмечен повсеместным насаждением образованности, когда «нача ставити по городам церкви и попы», а также забирали «у нарочитые чади дети» и отдавали их на «ученье книжное».
В Х1-ХШ вв.
на Руси в обращении находилось около 130-140 тысяч рукописных книг нескольких названий.
В Киеве в 1037г.
Ярославом Мудрым была создана первая на Руси библиотека.
В одной из летописей писалось, что Ярослав «и к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем.
И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и писали они книг множество, ими же поучаются верные люди...»4.
Уже в княжение Ярослава Мудрого (1015-1054) при дворе была создана своеобразная духовная академия, имевшая славу даже за пределами Руси.
В церкви святой Софии была составлена целая библиотека в 500 томов славянских церковно-учительских и богослужебных книг.
Только это уже опровергает «доказательства» о духовной отсталости древней Руси.
«Надо отличать о какой отсталости может идти речь, пишет по этому поводу Д.С.
Лихачев, в конце эпохи и в каких областях культуры.
До завоевания Руси татаро-монголами в середине XIII века ни о какой отсталости говорить не приходится.
Она была грозным государством, с обширными международными связями и гордым патриотическим
самосознанием...»5.
В нынешних исторических условиях особо следует сказать о Руси XII века с центром во Владимире.
Культуру Владимирской Руси по праву называют
«золотым веком» в истории домонгольского периода нашей страны.
В ее культуре нашли выражение исторические преобразования, которые привели к образованию новой ветви славяно-русской народности,
положившей начало великорусскому народу.
«Это был, пишет Н.И.
Костомаров, период благосостояния Восточной Руси.
Земля населялась; строились церкви и монастыри; искусство поднялось до такой степени, что русские не нуждались более в иностранных мастерах: у них были свои зодчие и
иконописцы»6.
Это еще раз подтверждает мысль о том, что Древняя Русь домонгольского периода никак не может рассматриваться как более отсталая по сравнению с Западной


[стр.,129]

129 Европой.
Духовная культура этого периода, находясь по воздействием трёх исторических и этнических сил, примкнула к христианской, православной традиции, которая подчинила себе славянский мир.
Первым русским философом принято считать митрополита киевского Илариона (XI век), хотя к большому сожалению, фамилия этого известного человека отсутствует, практически, во всех отечественных философских словарях.
Он был крупнейшим мыслителем и публицистом, основателем новой социологической теории государственного централизма и самобытности Киевской державы.
Величайшим произведением, определившим духовный стержень
«русской идеи», которая проявилась во всем своем объеме лишь в XIX веке, явилось «Слово о законе и благодати» (время написания 10371050гг.) Илариона.
Основная идея этого произведения утверждение самостоятельности русской православной церкви и необходимость противоборства политическим и религиозным притязаниям Византии.
«Как для нового вина нужны новые меха, писал Иларион, так для нового учения нужны новые народы».
Расширение влияния христианства возможно лишь при равноправных отношениях между народами.
«Слово» является своеобразным гимном христианству на Руси и служит возвеличению исторической миссии русского народа.
Кроме богословских, в этом произведении содержатся и собственно философские идеи о «двухступенчатой» всемирной истории опирающиеся на идею смены состояния «закона» и «благодати» по пути человечества к метаисторической «вечной жизни».
Из этого и делается вывод о равноправии «новых народов», о включении истории русского народа во всемирную историю.
Здесь же имеют место и проблемы гносеологические: «богопознания», постижения истин «закона» и «благодати», отстаивается позиция рационализма.
При этом вероисгюведальное содержание рассматриваемых вопросов он переносит в плоскость государственных, мирских и социологических проблем.
Киевская Русь, как отмечают исследователи, во многом была «обязана Илариону правильным выбором той

[Back]