Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 78]

(время написания 1037-1050 гг.) Илариона.
Основная идея этого произведения утверждение самостоятельности русской православной церкви и необходимость противоборства политическим и религиозным притязаниям Византии.

“Как для нового вина нужны новые меха, писал Иларион, так для нового учения нужны новые народы”.
Расширение влияния христианства возможно лишь при равноправных отношениях между народами.

“Слово” является своеобразным гимном христианству на Руси и служит возвеличению исторической миссии русского народа.
Кроме
I богословских, в этом произведении содержатся и собственно философские идеи о “двухступенчатой” всемирной истории опирающиеся на идею смены состояния “закона” и “благодати” по пути человечества к метаисторической “вечной жизни”.
Из этого и делается вывод о равноправии
“новых народов”, о включении истории русского народа во всемирную историю.
Здесь же имеют место и проблемы гносеологические:
“богопознания”, постижения истин “закона” и “благодати”, отстаивается позиция рационализма.
При этом
вероисповедальное содержание рассматриваемых вопросов он переносит в плоскость государственных, мирских и социологических проблем.
Киевская Русь, как отмечают исследователи, во многом была
“обязана Илариону правильным выбором той мировоззренческой ориентации, в рамках которой не только совершилось восстановление политических структур дохристианской эпохи, но и получила развитие самостоятельная духовная традиция отечественного средневековья”77.
Средневековое мышление породило идею бесконечного самосовершенствования индивида, для которого культура и духовность становятся формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощенных в абсолюте.
Для идейных исканий, как основы развития духовности и духовной культуры на Руси, этот период был одним
77 Указ.
соч.
С.
49.
78
[стр. 129]

129 Европой.
Духовная культура этого периода, находясь по воздействием трёх исторических и этнических сил, примкнула к христианской, православной традиции, которая подчинила себе славянский мир.
Первым русским философом принято считать митрополита киевского Илариона (XI век), хотя к большому сожалению, фамилия этого известного человека отсутствует, практически, во всех отечественных философских словарях.
Он был крупнейшим мыслителем и публицистом, основателем новой социологической теории государственного централизма и самобытности Киевской державы.
Величайшим произведением, определившим духовный стержень «русской идеи», которая проявилась во всем своем объеме лишь в XIX веке, явилось «Слово о законе и благодати» (время написания 10371050гг.) Илариона.
Основная идея этого произведения утверждение самостоятельности русской православной церкви и необходимость противоборства политическим и религиозным притязаниям Византии.

«Как для нового вина нужны новые меха, писал Иларион, так для нового учения нужны новые народы».
Расширение влияния христианства возможно лишь при равноправных отношениях между народами.

«Слово» является своеобразным гимном христианству на Руси и служит возвеличению исторической миссии русского народа.
Кроме
богословских, в этом произведении содержатся и собственно философские идеи о «двухступенчатой» всемирной истории опирающиеся на идею смены состояния «закона» и «благодати» по пути человечества к метаисторической «вечной жизни».
Из этого и делается вывод о равноправии
«новых народов», о включении истории русского народа во всемирную историю.
Здесь же имеют место и проблемы гносеологические:
«богопознания», постижения истин «закона» и «благодати», отстаивается позиция рационализма.
При этом
вероисгюведальное содержание рассматриваемых вопросов он переносит в плоскость государственных, мирских и социологических проблем.
Киевская Русь, как отмечают исследователи, во многом была
«обязана Илариону правильным выбором той

[стр.,130]

130 мировоззренческой ориентации, в рамках которой не только совершилось восстановление политических структур дохристианской эпохи, но и получила развитие самостоятельная духовная традиция отечественного средневековья»7.
Средневековое мышление породило идею бесконечного самосовершенствования индивида, для которого культура и духовность становятся формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощенных в абсолюте.
Для идейных исканий, как основы развития духовности и духовной культуры на Руси, этот период был одним
из самых сложных и противоречивых.
Это во многом предопределило позицию исследователей данной проблемы.
В результате образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти теоретические разработки, специально посвященные проблемам духовности и культуры.
Несмотря на это, именно в эпоху Средневековья вызревали, порой взаимоисключающие друг друга идейные течения, формировавшие духовную культуру молодой России.
Так, в середине XIV века между тверским епископом Ф.
Добрым и новгородским архиепископом В.
Каликой возник богословский спор о том, есть ли где-нибудь на земле реально существующий рай.
Первый из них полагал, что рай представляет собой духовное состояние самого человека, тогда как второй отстаивал присутствие рая на земле, что вполне соответствовало средневековым религиозным представлениям.
Тогда же в Новгороде зародилось еретическое движение, так называемых «стригольников».
Отрицая роль церкви, как посредника между богом и людьми, всякую обрядность, они утверждали, что религия доступна восприятию каждого человека и должна быть основана на его разуме, а не на вере в сверхъестественное.
Столь же сложным и противоречивым был спор между иосифлянами и нестяжателями.
Именно «иосифлянство» положило начало теоретическому обоснованию идеи «собирания Руси», которая оказалась перспективной и даже прогрессивной для создания единого Российского государства.
Нестяжатели проповедовали нестяжание, то есть

[Back]