Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 79]

I из самых сложных и противоречивых.
Это во многом предопределило позицию исследователей данной проблемы.
В результате образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти теоретические разработки, специально посвященные проблемам духовности и культуры.
Несмотря на это, именно в эпоху Средневековья вызревали, порой взаимоисключающие друг друга идейные течения, формировавшие духовную культуру молодой России.
Так, в середине XIV века между тверским епископом Ф.
Добрым и новгородским архиепископом В.
Каликой возник богословский спор о том, есть ли где-нибудь на земле реально существующий рай.
Первый из них полагал, что рай представляет собой духовное состояние самого человека, тогда как второй отстаивал присутствие рая на земле, что вполне соответствовало средневековым религиозным представлениям.
Тогда же в Новгороде зародилось еретическое движение, так называемых
“стригольников”.
Отрицая роль церкви, как посредника между богом и людьми, всякую обрядность, они утверждали, что религия доступна
1 восприятию каждого человека и должна быть основана на его разуме, а не на вере в сверхъестественное.
Столь же сложным и противоречивым был спор между иосифлянами и нестяжателями.
Именно
“иосифлянство” положило начало теоретическому обоснованию идеи “собирания Руси”, которая оказалась перспективной и даже прогрессивной для создания единого Российского государства.
Нестяжатели проповедовали нестяжание, то есть
“чистую жизнь”: неподвластность духовной жизни светской, а священнослужителей мирским государям.
Они выступали за “согласие” человеческого разума с божественным откровением и “очищение”1 ума от мирских страстей, “нестяжательство”78.
71 Костомаров Н.И.
Указ.
соч.
С.
146-178.
79
[стр. 130]

130 мировоззренческой ориентации, в рамках которой не только совершилось восстановление политических структур дохристианской эпохи, но и получила развитие самостоятельная духовная традиция отечественного средневековья»7.
Средневековое мышление породило идею бесконечного самосовершенствования индивида, для которого культура и духовность становятся формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощенных в абсолюте.
Для идейных исканий, как основы развития духовности и духовной культуры на Руси, этот период был одним из самых сложных и противоречивых.
Это во многом предопределило позицию исследователей данной проблемы.
В результате образуется мощнейший исторический провал и необычайно трудно найти теоретические разработки, специально посвященные проблемам духовности и культуры.
Несмотря на это, именно в эпоху Средневековья вызревали, порой взаимоисключающие друг друга идейные течения, формировавшие духовную культуру молодой России.
Так, в середине XIV века между тверским епископом Ф.
Добрым и новгородским архиепископом В.
Каликой возник богословский спор о том, есть ли где-нибудь на земле реально существующий рай.
Первый из них полагал, что рай представляет собой духовное состояние самого человека, тогда как второй отстаивал присутствие рая на земле, что вполне соответствовало средневековым религиозным представлениям.
Тогда же в Новгороде зародилось еретическое движение, так называемых
«стригольников».
Отрицая роль церкви, как посредника между богом и людьми, всякую обрядность, они утверждали, что религия доступна
восприятию каждого человека и должна быть основана на его разуме, а не на вере в сверхъестественное.
Столь же сложным и противоречивым был спор между иосифлянами и нестяжателями.
Именно
«иосифлянство» положило начало теоретическому обоснованию идеи «собирания Руси», которая оказалась перспективной и даже прогрессивной для создания единого Российского государства.
Нестяжатели проповедовали нестяжание, то есть

[Back]