Проверяемый текст
Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа (Диссертация 2000)
[стр. 81]

добру, к идеальному общественному устройству, которое будет увенчано установлением “царства божьего на Земле”.
В ходе дискуссии вокруг
“Философских писем” Чаадаева было порождено славянофильство (Кириевский Н.В., Хомяков А.С., Аксаков К.С., Самарин Ю.Ф.
и другие).
Это течение также отстаивало идею самобытности и уникальности пути России, её духовной жизни.
Их учению противостояло западничество, представители которого (Грановский Т.Н., Кудрявцев П.Н., Соловьев С.М., Тургенев И.С., Гончаров И.А., Герцен А.И.
и другие) отстаивали идею превосходства западной культуры и ратовали за необходимсть развития России по западноевропейскому пути.
В ходе открытого философского спора между этими течениями получила оформление
“Русская идея”.
Наиболее ярко смысл этого спора отражен в словах Аксакова:
“Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы...
Славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа.
С другой стороны, поборники Западной 'Европы стоят за исключительную европейскую
национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое” 10.
В целом же для славянофильства было характерно: Во-первых, противопоставление внутренней свободы господству внешней необходимости.
На Западе, считали они, идет подчинение человека внешней необходимости, происходит регламентация индивидуальной деятельности нормами права.
На самом же деле свободен тот, кто исходит из внутренних убеждений, руководствуется своей совестью, а не мотивами личной выгоды.
Человек должен руководствоваться нравственным чувством, основанным на вере в высший авторитет Бога.

81
[стр. 132]

132 частных интересов, индивидуализм, нарастание груды «искусственных потребностей», подчеркивая при этом необходимость для русских учиться у Европы.
В своих «Философских письмах» Чаадаев большое внимание уделяет рассуждениям о судьбе России.
В первом из них он пишет: ...раскинувшись между двумя великими делениями мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы воображение и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара»9.
Исследуя истоки особенного пути России в мировой цивилизации, Чаадаев открыл в духовном облике русских людей целый ряд качеств, которые, по его мнению должны обеспечить великое будущее России, «...преподать великий урок миру».
Он полагал, что личный интерес и эгоистические стремления ведут человека ко злу, а подчинение «общему, объективному, всечеловеческому началу ведет к нравственному добру, к идеальному общественному устройству, которое будет увенчано установлением «царства божьего на Земле».
В ходе дискуссии вокруг
«Философских писем» Чаадаева было порождено славянофильство (Кириевский Н.В., Хомяков А.С., Аксаков К.С., Самарин Ю.Ф.
и другие).
Это течение также отстаивало идею самобытности и уникальности пути России, её духовной жизни.
Их учению противостояло западничество, представители которого (Грановский Т.Н., Кудрявцев П.Н., Соловьев С.М., Тургенев И.С., Гончаров И.А., Герцен А.И.
и другие) отстаивали идею превосходства западной культуры и ратовали за необходимсть развития России по западноевропейскому пути.
В ходе открытого философского спора между этими течениями получила оформление
«Русская идея».
Наиболее ярко смысл этого спора отражен в словах Аксакова:
«Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы...
Славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа.
С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую


[стр.,133]

133 национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое»10.
В целом же для славянофильства было характерно: Во-первых, противопоставление внутренней свободы господству внешней необходимости.
На Западе, считали они, идет подчинение человека внешней необходимости, происходит регламентация индивидуальной деятельности нормами права.
На самом же деле свободен тот, кто исходит из внутренних убеждений, руководствуется своей совестью, а не мотивами личной выгоды.
Человек должен руководствоваться нравственным чувством, основанным на вере в высший авторитет Бога.

Во-вторых, отстаивание принципов целостности и особенности.
По мнению славянофилов, не отдельные способности человека, а только соединение всех их при обязательном участии воли дает возможность познания мира таковым, каков он есть, в его живом и постоянном развитии, а не в виде абстрактных понятий или чувственных данных.
Соборность у них рассматривается как особый вид общности, коллективности, как хранилище истинной веры.
В отличие от других взглядов, личность здесь не растворяется, не невилируется, а приобретает подлинную духовную свободу и свою самостоятельность, стремление к творчеству.
В-третьих, утверждение, что подлинный характер русской истории заключается в православии, изначально сохранившем в чистоте истину христианства.
По их убеждению, только христианское мировоззрение и православная церковь способны вывести Россию и человечество на истинный путь прогресса и процветания, свободы человеческого духа.
Значительный вклад в становление и развитие представлений о российской духовности и культуре внес русский писатель-реалист и мыслитель Достоевский Ф.М.
Будучи противником материалистических подходов к истории и человеку, он в определенной мере создал «особый мир человека», основанный на высокой этике добра, Бога и любви к собственному народу и

[Back]